Никогда еще не было так плохо: Рождество под угрозой, поскольку катастрофа в цепочках поставок становится только хуже


Октябрь – начало того, что в мире розничной торговли называется «повышенный товарный спрос», но индустрия охвачена паникой, которая вряд ли закончится к Рождеству.

В начале года была надежда на то, что проблемы, вызвавшие сбои в глобальных цепочках поставок в 2020 году, к настоящему времени будут в основном устранены. На самом деле ситуация только ухудшилась, и ухудшилась серьезно–  появляются все новые доказательства того, что праздничный сезон находится под угрозой.

По всей Европе розничные сети, такие как сеть магазинов одежды H&M, не могут удовлетворить спрос из-за задержек с поставками. В США компания Nike снизила прогноз продаж после того, как из-за COVID-19 закрылись фабрики во Вьетнаме. Акции Bed Bath & Beyond упали на фоне проблем с поставками, а главный исполнительный директор Марк Триттон (Mark Tritton) предупредил, что перебои будут продолжаться до следующего года. «Проблемы с поставками ощущаются повсеместно, и вы услышите об этом от других поставщиков».

Вспышка COVID привели к простою портовых терминалов. По-прежнему не хватает грузовых контейнеров, что привело к 10-кратному скачку цен по сравнению с прошлым годом. Нехватка рабочей силы затормозила грузоперевозки и привела к тому, что количество вакансий в США достигло рекордного уровня. И эти проблемы начались задолго то до того, как UPS, Walmart и другие компании начнут нанимать сотни тысяч сезонных рабочих, чтобы справиться с предновогодней загрузкой.



«В этом бизнесе я уже 43 года и никогда не видел, чтобы все было так плохо – все, что может пойти не так, идет не так в одно и то же время», заявил Айзек Лариан (Isaac Larian), основатель и генеральный директор MGA Entertainment, одного из крупнейших в мире производителей игрушек.

Помимо этого, начинается сезон ввоза товаров в США для саней Санты, что только усугубит ситуацию. Это будет сложный праздничный сезон, но, похоже, инвесторов не сильно это беспокоит, несмотря на заверения аналитиков о снижении маржинальности. Индекс S&P Retail Select Industry Index, включающий 108 американских компаний, в том числе Amazon, Macy's и Best Buy, вырос примерно на 40 процентов в этом году и почти удвоился с начала 2020 года. Его совокупная рыночная стоимость составляет 3,3 триллиона долларов США, что лишь немного ниже рекордного максимума, достигнутого в начале этого года.

Позитивный настрой противоречит тому, что происходит за кулисами. По словам Стива Азарбада (Steve Azarbad), соучредителя и главного инвестиционного директора хедж-фонда Maglan Capital, который инвестирует в розничную торговлю и проблемные компании, ритейлеры прибегают к покупке товаров, произведенных пару лет назад. В обычное время эти товары были бы реализованы через магазины распродаж или на зарубежных рынках, но не сейчас.

«Розничным торговцам очень трудно заполнить свои полки. Я разговариваю со многими поставщиками, и они говорят мне: «Я просто не могу исполнить все заказы, которые я получаю», заявил Азарбад.

Со стороны производителей наблюдается схожая картина – Джей Форман (Jay Foreman), который занимается производством игрушек с партнерами-производителями в Китае уже более трех десятилетий, никогда не видел ничего подобного. Его компания по производству Basic Fun находится на пороге лучшего года в своей истории – возможно, продажи достигнут 170 миллионов долларов США. Недостатка в спросе нет, родители затариваются подарками, поскольку пандемия затягивается. Но из-за нехватки грузовых контейнеров поставки затягиваются – только на одном заводе в Шэньчжэне (Shenzhen)  имеется готовой продукции на сумму около 8 миллионов долларов США, которой можно заполнить 140 контейнеров.

«Часть моих игрушек делается на юге Китая, а часть – на Севере. Мы превысим прошлогодние показатели по продажам, но проблема в том, что мы не знаем, удастся ли нам отгрузить продукцию в последние четыре месяца года. Цепочки поставок – это катастрофа, и она становится только хуже» –так Джей Форман прокомментировал логистические проблемы в Китае.

MGA готов платить более 20 000 долларов США за контейнер для перевозки – по сравнению с примерно 2 000 долларов США год назад – и считает за благо, что он управляет частной компанией, которой не нужно отчитываться перед акционерами. Он испытывает трудности с выгрузкой товаров с грузовых судов в порту Лос-Анджелеса – недавно у MGA было более 600 контейнеров, заполненных игрушками, такими как самые продаваемые куклы L.O.L. Surprise, которые ожидали разгрузки более шести недель.

«Этой осенью будет нехватка игрушек – это будет трудный год для розницы», заявил представитель MGA.

Когда пандемия обрушила мировую экономику в начале 2020 года, фабрики замедлили производство или закрылись. Оказалось, что это было самое простое, а вот заново запустить производство оказалось гораздо сложнее. По словам Ли Класкоу (Lee Klaskow), аналитика по логистике Bloomberg Intelligence, цепочки поставок не могут прийти в себя от ряда событий, таких как блокировка Суэцкого канала, и таких рыночных факторов, как нехватка рабочей силы и резкого роста транспортных расходов, что кажется, что «черные лебеди» прилетают один за другим.

«У цепочек поставок не было времени оправиться от негативных событий последнего времени», заявил Класков.

Один из лучших сценариев на четвертый квартал заключается в том, что в целях сохранения целевых показателей продаж крупные розничные компании резко увеличат расходы на логистику – в том числе прибегнут к использованию более дорогих авиаперевозок или зафрахтуют целые грузовые суда. Скорее всего, это приведет к снижению прибыли, но также может привести к отъему доли рынка у более мелких конкурентов, которые не могут сравниться с ними объемами финансирования.

«Мы ожидаем, что получим наш товар к празднику. Мы потратили больше средств на авиаперевозки, чтобы обеспечить доставку товаров к Рождеству, но на рынке есть игроки, которые могут даже не получить свой товар», заявил Майкл Матиас (Michael Mathias), финансовый директор сети магазинов одежды American Eagle Outfitters.

Кен Хикс (Ken Hicks), исполнительный директор компании Academy Sports and Outdoors, рассчитывает, что преимущество по скорости поставок позволит повысить результаты. Сеть магазинов, расположенная в Кэти (Katy), штат Техас, уже несколько месяцев использует свой масштаб для подготовки к предновогоднему сезону, включая в себя ранний импорт товаров, перемещение поставок с перегруженного западного побережья в такие порты, как Галвестон (Galveston), штат Техас, и бронирование грузовых мощностей в начале года.

Но даже с учетом всех этих мер по смягчению последствий и масштабов компании, объем продаж которой в прошлом финансовом году составил 4 миллиарда долларов США, Хикс сказал, что уровень запасов находится лишь на  «достаточном» уровне – товарных запасов достаточно для достижения целей продаж, но, по его оценкам, уровень розничной торговли примерно на 10 процентов ниже того, который он хотел бы видеть. Во время пика пандемии в прошлом году сеть просто не могла приобрести такие товары, как велосипеды, тренажеры и удочки, и до сих пор запасы не успевают пополняться – например, в каждом магазине в идеале должно быть семь беговых дорожек, но на самом деле их примерно в два раза меньше, сказал он.

Принятия разумных решений в области доставки и цепочки поставок было достаточно для Джанин Стихтер (Janine Stichter), аналитика Jeffries, чтобы недавно повысить рейтинг производителя обуви Steve Madden с «держать» до «покупать» – компания перенесла около половины своего производства в Мексику и Бразилию, сократив воздействие на азиатские рынки, такие как Вьетнам. По ее словам, производство товаров ближе к США привело к тому, что сроки выполнения заказов стали вдвое быстрее, чем у конкурентов.

«Проблемы с поставками постоянно ухудшаются», заявила Стихтер, и до конца года «ключевым фактором успеха будет способность поставлять продукцию вовремя или относительно вовремя».

Между тем, Bank of America на прошлой неделе понизил рейтинг сети универмагов Kohl's с эквивалента с «покупать» на «продавать» и снизил целевую цену на акции примерно на треть из-за растущих логистических расходов.

Больший, более системный риск – тот, который может навредить каждому розничному продавцу – заключается в том, что американцы тратят меньше, чем ожидалось, из-за недостатка товарных запасов, а  те товары, которые есть в наличии, могут оказаться не слишком привлекательными для покупателей. Резкий рост цен на доставку заставил производителей принимать трудные решения о том, что перевозить. Хикс, генеральный директор Academy Sports, предсказал, что покупателям «придется довольствоваться тем, что есть, т.к. у них просто не будет выбора».

Перевозка крупных товаров и товаров с меньшей стоимостью сейчас не имеет большого экономического смысла. Айфоны маленькие и дорогие, что делает их идеальным товаром для отправки или авиаперевозки в условиях резкого роста транспортных расходов. Но то же самое нельзя сказать о мебели низкого класса или мягких игрушках. Компания Basic Fun в Бока-Ратоне (Boca Raton), штат Флорида, экспортирует гораздо больше компании Mash, потому что в один контейнер помещается товара на 135 000 долларов США, и вынужден перевозить гораздо меньше громозких игрушек, долларовая стоимость которых, ограничивается на уровне 36 000 долларов США.

Генеральный директор компании Whom Home в Лос-Анджелесе Джон Басс (Jon Bass) сказал, что ему пришлось убрать около 70 процентов продукции компании – в общей сложности тысячи предметов, включая настенный декор и мебель – с сайтов розничных партнеров, таких как Walmart и Wayfair, потому что компания не может обеспечить их поставку. Или в некоторых случаях из-за резкого роста расходов на материалы и транспортировку цена товара оказалась выше, чем розничный продавец был готов заплатить.

«Потребители проигрывают, потому что их выбор ограничен – это не нормальное время в мире бизнеса. Нет стабильности», заявил сказал Басс, который занимается производством товаров уже три десятилетия.

Рост затрат на поставках, например, цены на хлопок достигли девятилетнего максимума, и на рабочую силу также, вероятно, приведет к росту цен на товары, что может снизить расходы. Или же это может вызвать больший сдвиг от товаров повседневного спроса к развлечению и услугам – тенденция, уже наметившаяся в этом году, поскольку американцы начинают возвращаться к путешествиям и развлечениям. Промышленность также ожидает гораздо меньше рекламных акций, чем обычно, поскольку запасы товаров ограничены, что отпугнет охотников за выгодными покупками.

К этому следует добавить, что ожидания потребителей высоки, благодаря электронной коммерции, но индустрия розничной торговли готова серьезно разочаровать покупателей – если прошлый праздничный сезон был назван «зоопарком» (из-за хаотичных поставок), то как будет называться этот год? Легко предвидеть бум подарочных карт, вызванный разочарованием американцев, уставших от отсутствия товаров на складах и логистических накладок.

«Существует определенная недооценка риска для результатов розничной торговли – цепочки поставок затрагивает всех. Удовлетворить ожидания покупателей в условиях, когда все находится на волоске, практически невозможно», заявил Дженнифер Барташус (Jennifer Bartashus), аналитик Bloomberg Intelligence, в сферу деятельности которой входят торговые предприятия.

Некоторые инвесторы проявляют уверенность – короткие позиции в биржевом фонде SPDR S&P Retail, который копирует индекс S&P Retail Select Industry Index, резко выросший в этом году, недавно достигли самого высокого уровня с конца 2019 года.

Перевод статьи 'Never seen it this bad': Christmas at risk as supply chain 'disaster' only gets worse

Тэги: Экономика

07.10.2021

Alexander (c) Stikhin