Роль рейтинговых агентств в ипотечном кризисе


Роль рейтинговых агентств (credit rating agency, CRA) в ипотечном кризисе связана с неверной оценкой рисков по ипотечным обязательствам, что стало одной из причин развития ипотечного кризиса в США и привело к полномасштабному финансовому кризису.

Рейтинговые агентства – это компании, оценивающие долговые инструменты/ценные бумаги и возможности заёмщика по возврату средств кредиторам, сыграли значительную роль в развитии американского ипотечного кризиса, который в итоге привел к финансовому кризису. Новые инструменты и ценные бумаги «структурированного финансирования», использовавшиеся для финансирования ипотечных кредитов, не могли быть проданы на рынке без получения рейтингов «большой тройки» рейтинговых агентств – Moody's Investors Service, Standard Poor's и Fitch Ratings. Значительная часть рынка долговых ценных бумаг – паевые и пенсионные фонды – были ограничены в своих уставах приобретением только самых безопасных ценных бумаг, т. е. бумагами, которым рейтинговые агентства присвоили наивысший рейтинг.

Транши долговых обязательств, которым агентства присвоили самые высокие рейтинги, включали более трех триллионов долларов кредитов покупателям жилья с плохой кредитоспособностью и доходами, не подтвержденными документально. К 2010 г. рейтинг этих ценных бумаг, получивших наивысший кредитный рейтинг, был понижен до статуса «мусорных» (junk bonds), а списания и убытки составили более полутриллиона долларов. Это привело к краху трех крупнейших инвестиционных банков – Bear Stearns, Lehman Brothers и Merrill Lynch в 2008-2009 годах, а также к покупке федеральным правительством США безнадежных долгов у проблемных финансовых институтов на 700 миллиардов долларов.

Влияние на кризис


После начала ипотечного кризиса рейтинговые агентства стали объектом пристального внимания за присвоение инвестиционных («безопасных») рейтингов секьюритизированным ипотечным кредитам, выпущенных в виде ипотечных ценных бумаг (mortgage-backed security, MBS) и обеспеченных долговых обязательств (collateralized debt obligation, CDO), в основе которых лежали ипотечные кредиты высокорискованных категорий заёмщиков.

Спрос на подобные ценные бумаги стимулировался большим мировым пулом инвестиций с фиксированным доходом, объём которых удвоился с 36 триллионов долларов в 2000 году до 70 триллионов долларов к 2006 году, и низкими процентными ставками по конкурирующим бумагам с фиксированным доходом, что стало возможным благодаря политике низких процентных ставок Федерального резервного банка США на протяжении большей части этого периода. Высокие рейтинги стимулировали приток средств глобальных инвесторов в ценные бумаги, что способствовало образованию «жилищного пузыря» в США.

Ценные бумаги, обеспеченные ипотечными платежами


Рейтинги имеют огромное значение при эмиссии ценных бумаг – ипотечных бумаг (mortgage-backed security) и обеспеченных долговых обязательств (collateralized debt obligation), «производных CDO» (CDO-Squared) и «синтетические CDO» (Synthetic CDO), структура которых осложняла оценку рисков по сравнению с обычными кредитами.

Ранее традиционные ипотечные ценные бумаги, считавшиеся наиболее надежными, выпускались и гарантировались квазигосударственными компаниями Fannie Mae и Freddie Mac. Их безопасность не вызывала сомнений у консервативно настроенных управленцев. Нестандартные ипотечные ценные бумаги, выпускаемые частными корпорациями, включали в себя кредиты высокорискованных заёмщиков и не имели страхового покрытия от компаний Fannie Mae и Freddie Mac – в итоге это привело к тому, что эмитенты разработали новые методы формирования структуры ценных бумаг в целях получения высокий рейтингов. Новшеством стало объединение долговых обязательств должников с разным уровнем риска с последующей «нарезкой» будущих доходов, поступающих при погашении кредитов – «приоритетные» транши, на которые обычно приходилась большая часть пула долговых обязательств, получали наивысший рейтинг AAА. Получение рейтингов инвестиционного класса позволяло приобретать подобные бумаги паевыми и пенсионными фондами, а также банками, желающими снизить требования к капиталу в соответствии с Базелем II.

В отчёте «Final Report of the National Commission on the Causes of the Financial and Economic Crisis in the United States» указывалось на то, что сложность анализа ипотечных кредитов, лежащих в основе новых финансовых инструментов, и приоритета траншей, а также исключительное положение «Большой тройки» рейтинговых агентств, способствовало укреплению роли рейтинговых агентств в качестве ключевых участников процесса выпуска новых финансовых инструментов. «Участники финансовой системы понимали необходимость получения благоприятных кредитных рейтингов для новых финансовых инструментов в целях их дальнейшей продажи широкому кругу инвесторов – поэтому инвестиционные банки платили большие гонорары рейтинговым агентствам, чтобы получить желаемые рейтинги». По словам генерального Джима Каллахана (Jim Callahan) из PentAlpha – директора одной из финансовой компании, «рейтинговые агентства были важным инструментом системы, потому что инвесторы, которым мы продавали облигации, не имели опыта в ипотечном бизнесе и им требовалось независимое мнение по оценке рисков».

С 2000 по 2007 год агентство Moody's присвоило почти 45 000 выпускам ипотечных ценных бумаг нависший кредитный рейтинг AAA, что составило примерно половину всех оценок, проведённых агентством Moody's.Для сравнения, в США только шесть частных компаний получили этот высший рейтинг.

К декабрю 2008 года на долговом рынке США в обращении находились финансовые инструменты, связанные со сложной структурой ипотечных платежей, на сумму более чем 11 триллионов долларов.

Перевод статьи Credit rating agencies and the subprime crisis

Тэги: США, ФРС, Экономика

04.07.2024

Alexander (c) Stikhin