Логистический кризис может утопить глобальную экономику


Еще никогда торговые пути международной торговли не были так забиты, как сейчас


В прошлом году глобальная экономика остановилась. В этом году она стала оживать, но сразу же встала в одну из самых больших пробок в истории.

Показатели, подготовленные Bloomberg Economics, подчеркивают остроту проблемы и неспособность мировой экономики найти быстрое решение, а также то, что в некоторых регионах «большой кризис» 2021 года развивается в негативном ключе.

Исследование дает количественную оценку того, что видно невооруженным глазом на большей части планеты – в супермаркетах с пустыми полками, в портах, где корабли стоят вдали от берега, или на автомобильных заводах, где выпуск продукции сдерживается по причине нехватки микрочипов. Над всем этим нависает другая угроза: растущие цены на все виды товаров.

Центральные банки, уже поменявшие свое мнение о том, что инфляция является «временной», вынуждены будут противодействовать росту цен более ранним, чем ожидалось, повышением процентных ставок. Это создает новые угрозы для и без того пробуксовывающего восстановления экономики и может выпустить воздух из «пузыря» цен на акции и недвижимость.

Причиной этих проблем является сочетание перегруженных транспортных сетей, нехватки рабочей силы на ключевых торговых путях и спроса в США, который был подкреплен мерами стимулирования и ориентирован больше на товары, чем на услуги.

Это не просто проблема перевозки товаров – мир борется за то, чтобы производить достаточное количество товаров.


Производители были застигнуты врасплох ростом спроса этого года после того, как они сократили заказы в прошлом году, когда потребители перестали тратить деньги.

Во Вьетнаме заводы, производящие обувь Nike, были вынуждены сократить объемы производства, поскольку рабочие-мигранты уехали в свои родные провинции из-за страха перед COVID-19. Китай, мировой производственный центр, сталкивается с новыми вспышками вирусов и отвечает на них целенаправленным закрытием предприятий. Цены на его предприятиях растут на 10 процентов в год, что является самым быстрым темпом с 1990-х годов.

Если собрать все эти данные вместе, индексы предложения Bloomberg Economics показывают, что дефицит в США находится на уровне двадцатилетнего максимума. Показатели для Великобритании и еврозоны находятся на таком же высоком уровне.

Индексы основаны на ряде данных, начиная от цен на заводах и заканчивая соотношением товарно-материальных запасов к объему продаж для розничной торговли и запасом заказов для предприятий сферы услуг. Нулевые показатели свидетельствуют о нормальных условиях, отрицательные означают изобилие товаров, а положительные указывают на ограничения. Показатели свидетельствуют о резком переходе от избыточного предложения до кризиса COVID к сегодняшнему значительному дефициту.

Для таких мировых производителей, как Toyota, которая сократила сентябрьское производство более чем на треть по сравнению с уровнем 2020 года, поскольку дефицит затормозил ее знаменитый процесс производства, а также для компаний, которые перевозят их продукцию по всему миру, и для покупателей, ожидающих поставок, главный вопрос сейчас заключается в том, когда закончатся перебои с поставками?

Даже такие гиганты, как Amazon и Apple, привыкшие подчинять логистические компании своим бизнес-процессам, не видят улучшения ситуации. Компания Amazon заявила, что вся ее прибыль за четвертый квартал может быть сведена на нет из-за резкого роста стоимости рабочей силы и выполнения заказов. Компания Apple заявила, что из-за неспособности удовлетворить спрос она потеряла 6 миллиардов долларов США в продажах, а в следующем квартале может потерять еще больше.

После китайского Нового года в начале февраля условия поставок должны начать облегчаться, «хотя перебои могут продлиться как минимум до середины следующего года», говорит Шанелла Раджанаягам (Shanella Rajanayagam), специалист по торговле HSBC. Даже в этом случае, учитывая отложенный спрос и пополнение запасов, Раджанаягам считает, что для полного восстановления поставок может потребоваться некоторое время.

Что будет дальше — неизвестно, и причиной этому служит огромное количество узких мест на пути от сборочных линий до покупателя. Задержки нарастают и накапливаются пока один поставщик ждет от другого поставки.

Логистические системы обычно переживают взлеты и падения мировой экономики по предсказуемой схеме: растущий спрос стимулирует торговлю, повышая тарифы на перевозки и предвещая хорошие времена для грузоперевозчиков, пока они не перегружают мощности и не наступает спад.

Но пандемия выбила этот цикл из колеи – даже на фоне признаков замедления роста торговые пути международной торговли еще никогда не были так забиты.

Например, более 70 судов, стоящих на якоре у Лос-Анджелеса, загружены 20-футовыми контейнерами с товарами, которых хватит, чтобы протянуться от Южной Калифорнии до Чикаго, если их поставить в ряд.


И даже когда эти суда доберутся до причала, их грузы лишь натолкнутся на тысячи контейнеров, уже застрявших в портах в ожидании отправки вглубь страны. В краткосрочной перспективе это потребует большего количества дальнобойщиков и трейлеров.

Более долгосрочное решение проблемы означает установление контроля над COVID-19, создание новой инфраструктуры, например, более эффективных портов, и совершенствование технологий для цифровых транзакций и более быстрой связи.

В других странах мира узкие места в грузоперевозках часто следуют за суровой погодой и вспышками вирусов, как, например, недавняя вспышка COVID-19 в Сингапуре. Анализ загруженности портов показал, что в понедельник в этом городе-государстве, являющемся центром финансов и логистики, наблюдалось повышенное отставание от графика: на якоре стояло 53 контейнеровоза, что является самым высоким показателем с тех пор, как Bloomberg начал отслеживать эти данные в апреле.

Это проблема для США, где одежда и бытовая электроника, заполняющие тележки покупателей, зависят от иностранного производства и сборки. А поскольку уровень вакцинации во многих азиатских странах все еще низок, эта проблема не исчезнет в ближайшее время.

«Для восстановления цепи поставок потребуется определенная доля везения – избежание погодных катаклизмов или новых очагов COVID – плюс время и инвестиции для увеличения логистических мощностей», заявил Саймон Хини (Simon Heaney), старший менеджер по исследованию контейнеров компании Drewryв Лондоне.

Для мировой экономики, выходящей из самой глубокой рецессии в новейшей истории, дефицит предложения, частично вызванный высоким спросом — это, в общем-то, неплохо. Очевидно, что хуже была бы противоположная проблема: избыток предложения из-за того, что экономика остается в депрессии, а миллионы людей остаются без работы.

Но даже этот «наилучший» осложняется неизбежными проблемами.

Инфляция уже достаточно высока, чтобы выйти за пределы зоны комфорта для лиц, ответственных за денежно-кредитную политику. В США она составляет сейчас 5,4% и может остаться в диапазоне от 4% до 5% в следующем году, если ограничения предложения не ослабнут, согласно моделям Bloomberg Economics.


Это не означает, что мир ждет повторение стагфляции в стиле 1970-х годов. Тогда потребовалось десятилетие перегрева и ошибок в политике, чтобы инфляция в США превысила 10 процентов. ФРС и другие центральные банки вряд ли повторят те же ошибки. А уровень безработицы намного ниже пика 1970-х годов и снижается.

Тем не менее, нынешние условия – назовем их стагфляцией-лайт - являются сложными для центральных банков.

Сохранение ставок на нынешнем низком уровне позволит продолжить восстановление экономики, но при этом возникнет риск роста цен, если домохозяйства и бизнес будут ожидать от них большего. Ужесточение будет подавлять инфляцию не за счет решения проблемы недостаточного предложения, а за счет подавления спроса. Это может превратиться в эквивалент денежно-кредитной политики хирурга, который заявляет: «Операция прошла успешно, пациент умер».

В настоящее время трейдеры прогнозируют два повышения ставки ФРС в 2022 году, что на два больше, чем в среднем согласует Федеральный комитет по открытым рынкам (Federal Open Market Committee). Модель Bloomberg Economics предполагает, что если инфляция будет расти, а безработица падать, то даже двух повышений со стороны ФРС в следующем году может оказаться недостаточно.

Конечно, прогнозы быстрого ужесточения денежно-кредитной политики в прошлом постоянно оказывались ошибочными, и они могут оказаться ошибочными снова. Спрос на товары может упасть, когда экономические стимулы ослабнут или страх перед ужесточением финансовых условий, подорвет доверие. Переключение расходов с товаров на услуги, которое уже происходит в США, уменьшит дисбаланс между ограниченным предложением и бурно растущим спросом. Устойчивый спад в Китае может ударить по ценам на сырьевые товары.

Кроме того, цепочки поставок могут распутаться быстрее, чем ожидается. Показатель Bloomberg, отражающий дефицит в США, в последних данных снизился – хотя и остается на исторически высоком уровне. Просто нет прецедента, который пролил бы свет на то, когда и как нормализуются условия.

«Нынешняя ситуация уникальна и сильно отличается от предыдущих сбоев, с которыми сталкивался мир. Способ, которым нынешний сбой в конечном итоге будет решен, также будет отличаться», заявил Джон Батлер (John Butler), президент Всемирного совета судоходства (World Shipping Council), который представляет крупнейших морских грузоперевозчиков.

Перевод статьи Supply chain crisis risks taking the global economy down with it

Тэги: Экономика

04.11.2021

Alexander (c) Stikhin