Как выручка Cirque du Soleil упала с миллиарда долларов до
нуля за 48 часов
Со своей труппой Даниэль Ламарр (Daniel Lamarre) пережил много трудностей, но потом случился COVID-19…
«Я никогда в жизни не думал, что за 48 часов наша выручка упадет с миллиарда долларов до нуля, а люди будут говорить, что у нас много долгов. На самом деле, когда у вас нет дохода, неважно, какой у вас долг: у вас нет денег. Точка».
Даниэль Ламарр знает, как работать на высоте не только в переносном смысле. За 20 лет работы в качестве главного операционного директора, а затем генерального директора он пережил с Cirque du Soleil много трудностей, мировой финансовый кризис, но ему всегда удавалось сохранять шоу цирковой группы из Монреаля. Так было до марта 2020 года.
В тот день, который Ламарр теперь называет «черной пятницей», 13 марта, в связи правительственными распоряжениями по предотвращению распространения короновируса, было отменено 71 представление Cirque du Soleil по всему миру. «До тех пор, пока мы работаем в Вегасе – у нас будет всё в порядке», успокаивал Ламарр свою жену. Но на следующий день в штате Невада были закрыты предприятия, не относящиеся к основным, а казино Лас-Вегаса, в которых проходили шесть представлений Cirque du Soleil, были закрыты на неопределенный срок. «Я вернулся домой белый, как полотно», заявил Ламарр в ноябрьском интервью, и сказал жене: «Для нас всё кончено».
Ламарр с мастерством опытного конферансье рассказывает историю о жизни Cirque du Soleil во время пандемии на английском языке с квебекским акцентом, но даже фирменный оптимизм не может скрыть стресс последних двух лет. Ламарру пришлось репатриировать актеров и обслуживающий персонал из многочисленных гастрольных шоу, поскольку полеты были приостановлены, а границы закрыты. Менее чем через неделю после «Черной пятницы» ему пришлось уволить по видеосвязи 95 процентов сотрудников Cirque du Soleil– 4 679 человек. В июне 2020 года он перевел компанию под защиту от банкротства, взяв на себя управление основной командой. Два месяца спустя исполнительный директор одного из бывших инвесторов, Caisse de dépôt et placement du Québec, заявил, что Cirque был одним из первых предприятий, которые закрылись, и будет последним, которое откроется.
Ламарр и его команда уже опровергли этот прогноз. Два шоу в Вегасе, Mystère и O, возобновили работу в июне 2021 года. Гастрольные постановки возвращаются к жизни. Ламарр сказал: «Мне не нужно восстанавливать с нуля – у нас уже есть положительная динамика в гораздо бОльшем масштабе, чем ожидалось. При этом речь идет не только о публике, но и о некой сопричастности публики с Cirque du Soleil».
Но несмотря ни на что, коронавирус по-прежнему оказывает
влияние на выступления труппы. При этом необходимо отметить, что Ламарр дал
интервью за два дня до того, как в ноябре Всемирная организация здравоохранения
озвучила опасения по поводу высокотрансмиссивного варианта Omicron. В
повторном интервью перед Рождеством Ламарр указал на то, что до сих пор нет
понимания, будут ли введены новые меры в отношении английских театров, что
может повлиять на возвращение Cirque du Soleil в Лондон.
Однако во всем мире Cirque du Soleil, как и его акробатам, необходимо оставаться гибкими. «Мы прорабатываем множество различных сценариев: что будет так, так и так», заявил канадец в декабре.
Ламарр, которому сейчас 68 лет, прямо не отвечает за то, какCirque du Soleil отрабатывает различные варианты – с 1 декабря он передал пост генерального директора Стефану Лефевру (Stéphane Lefebvre), а сам занял новую должность исполнительного вице-председателя. Будучи финансовым директором, Лефевр помог Ламарру заключить сделку с кредиторами в 2020 году. Реструктуризация принесла 375 миллионов долларов США нового капитала и оставила цирк под контролем кредиторов во главе с Catalyst Capital – канадской группой прямых инвестиций, специализирующейся на проблемных долгах.
Однако во всем мире Cirque du Soleil, как и его акробатам, необходимо оставаться гибкими. «Мы прорабатываем множество различных сценариев: что будет так, так и так», заявил канадец в декабре.
Ламарр, которому сейчас 68 лет, прямо не отвечает за то, какCirque du Soleil отрабатывает различные варианты – с 1 декабря он передал пост генерального директора Стефану Лефевру (Stéphane Lefebvre), а сам занял новую должность исполнительного вице-председателя. Будучи финансовым директором, Лефевр помог Ламарру заключить сделку с кредиторами в 2020 году. Реструктуризация принесла 375 миллионов долларов США нового капитала и оставила цирк под контролем кредиторов во главе с Catalyst Capital – канадской группой прямых инвестиций, специализирующейся на проблемных долгах.
Некоторые считают эти изменения признаками серьезных перемен, начавшихся в 2015 году, когда группа TPG Capital перехватила контроль над Cirque du Soleil от Ги Лалиберте (Guy Laliberté). Патрик Леру (Patrick Leroux), профессор монреальского Университета Конкордия (Montreal’s Concordia University) и специалист по цирковой культуре, отдает должное Ламарру, руководившему Cirque du Soleil в допандемийный период, который сочетал в себе склонность к риску и художественное чутье. Лефевр, напротив, «в значительной степени администратор и бухгалтер: именно тот человек, который сможет пережить последующие волны пандемии», поясняет Леру.
Вместо этого Ламарр подчеркивает, что Лефевр шесть лет погружался в культуру Cirque du Soleil, и его «чувствительность к художественному содержанию и творчеству». Однако он передал бизнес, перспективы которого были смягчены тяжелым опытом пандемии и банкротства.
Cirque du Soleil вступил в кризис 2020 года с долгом в 900 млн долларов США – наследие долгового выкупа под руководством TPGв 2015 году, основанного на стратегии по генерации постоянного дохода в 1 млрд долларов США в год и возможный выход через продажу или первичное размещение акций. Как отметил Ламарр, причиной закрытия Cirque du Soleil стал не сам долг. Но он добавил в ноябре, что «солгал бы (если бы сказал), что не буду более осмотрительным (в будущем), потому что, очевидно, это был невероятно тяжелый опыт».
За те несколько мартовских дней работа Ламарра превратилась из «самой захватывающей в постоянный кошмар», не только по причине пандемии, но и из-за невыплат внештатным сотрудникам. В своей новой книге, опубликованной недавно, Ламарр пишет, что «чтобы спасти компанию, мне пришлось нарушить главную цель моей жизни – создание рабочих мест для артистов».
Леру (Leroux) из Университета Конкордия (Concordia University) говорит, что цирковому миру «нужен сильный Cirque du Soleil, потому что он является двигателем индустрии». Но даже несмотря на то, что внештатные сотрудники получили зарплату из фонда, созданного в рамках реструктуризации долга, он считает, что пандемия изменила отношения между Cirque du Soleilи артистами. Некоторые поняли, что «не хотят работать на большую корпорацию», а другие просто ушли в свободное плавание.
Ламарр говорит, что Cirque du Soleil стремился «поддерживать связь с нашими артистами на протяжении всего кризиса, даже если в какой-то момент они не были нашими сотрудниками». Он также отвергает критику в адрес группы, которая владеет и другими театральными франшизами, такими как Blue Man Group, что она слишком разрослась и потеряла свою изначальный запал. Будущее, однако, связано с ожиданиями рынка в той же степени, что и с творчеством. В ноябре Ламарр заявил, что ожидает от Cirque du Soleil изменения «ритма» гастрольных постановок, чтобы группа чаще посещала прибыльные «суперрынки», такие как Лондон или Лос-Анджелес. В то же время, по его словам, Cirque du Soleil снова пользуется спросом как развлекательный «якорный арендатор» для гостиниц и развлекательных комплексов.
Как олимпийский атлет, представляющий себя на пьедестале почета, Ламарр говорит, что пережил долгие месяцы после закрытия цирка, представляя себя на церемонии открытии после закрытия шоу. К концу ноября около 1 000 из примерно 2 000 артистов, которых Cirque du Soleil нанимал до 2020 года, уже присоединились к Cirque du Soleil, в основном в возрожденных постановках. Ламарр считает, что в 2023 году Cirque du Soleil будет готов к премьере совершенно новых шоу.
Вероятный тон этих новых постановок уже ясен: радость и праздник. Четыре или пять разных постановочных групп уже озвучили свои будущие намерения: «Мы не хотим мрачных шоу, а хотим нести радость».
Перевод статьи How Cirque du Soleil went from $1 billion to zero revenues in 48 hours
03.02.2020
Alexander (c) Stikhin