13 мая 1985 года: Вкладчики выстроились в очередь, чтобы снять свои деньги из банка в Балтиморе после решения суда, ограничивающего снятие наличных средств до тех пор, пока не будет найден покупатель для проблемного финансового учреждения.

Кризис ссудно-сберегательных касс (1980–1989 годы)


В 1980-х годах финансовый сектор США столкнулся с глубоким кризисом, который в первую очередь затронул ссудно-сберегательные кассы страны.

Причины кризиса


В конце 1970-х – начале 1980-х годов резкий рост инфляции и процентных ставок создал серьезные проблемы для ссудно-сберегательных касс (Savings and Loan, S&L). Во-первых, процентные ставки по депозитам ссудно-сберегательных касс регулировались федеральным правительством и оставались значительно ниже рыночных, что побудило вкладчиков массово изымать средства. Во-вторых, ссудно-сберегательные кассы в основном выдавали долгосрочные ипотечные кредиты с фиксированной ставкой. Когда процентные ставки выросли, стоимость этих кредитов резко упала, что привело к катастрофическому снижению капитализации отрасли.

В ответ на кризис власти приняли Закон о дерегулировании депозитных учреждений и денежно-кредитном контроле (Depository Institutions Deregulation and Monetary Control Act), однако у регулирующих органов не хватало ресурсов для ликвидации убытков. Вместо этого они продолжили ослаблять регулирование, надеясь, что отрасль самостоятельно преодолеет трудности. Однако ситуация лишь ухудшилась, и в конечном итоге кризис пришлось решать за счет налогоплательщиков. В конце 1980-х Конгресс был вынужден провести масштабные реформы.

Что представляли собой ссудно-сберегательные кассы?


Ссудно-сберегательные кассы возникли в XIX веке как социальная инициатива, направленная на расширение доступности жилья. Первое подобное учреждение было создано в Пенсильвании в 1831 году. Оно объединяло сбережения членов сообщества, чтобы предоставлять кредиты на покупку недвижимости. В то время банки не финансировали жилищные займы, поэтому ссудно-сберегательные кассы стали важным инструментом ипотечного кредитования.

Хотя ссудно-сберегательные кассы были меньше коммерческих банков по объему активов, они играли ключевую роль на ипотечном рынке США. В 1980 году в стране насчитывалось около 4 000 ссудно-сберегательных касс с совокупными активами в 600 миллиардов долларов, из которых 480 миллиардов приходилось на ипотечные кредиты (по данным FDIC). Это составляло половину от общего объема ипотечных кредитов в стране (960 миллиардов долларов, по данным Совета управляющих ФРС, 2013).

Углубление кризиса

Высокая зависимость ссудно-сберегательных касс от ипотечного кредитования в сочетании с краткосрочным финансированием за счет депозитов сделала их крайне уязвимыми к росту процентных ставок. В конце 1970-х инфляция резко ускорилась, и ссудно-сберегательные кассы начали нести убытки: их расходы на привлечение депозитов выросли, а доходы от долгосрочных ипотечных кредитов оставались неизменными.

К 1983 году убытки стали критическими: для покрытия обязательств перед вкладчиками требовалось 25 миллиардов долларов, тогда как страховой фонд (Federal Savings and Loan Insurance Corporation, FSLIC) располагал лишь 6 миллиардами. Регуляторы не смогли оперативно закрыть неплатежеспособные учреждения, что привело к появлению так называемых «зомби-сберегательных касс» – финансовых организаций, продолжавших работать, несмотря на фактическое банкротство.

Дерегуляция и ее последствия


В попытке спасти отрасль власти ослабили регулирование:

  • Ссудно-сберегательные кассы получили право выдавать более рискованные кредиты, не связанные с ипотекой.

  • Требования к капиталу были снижены.

  • Страховое покрытие вкладов увеличилось с 40 000 до 100 000 долларов, что позволило проблемным учреждениям привлекать новые депозиты.

В результате с 1982 по 1985 год активы ссудно-сберегательных касс выросли на 56% (по сравнению с 24% у банков). Однако этот рост обеспечивался за счет рискованных инвестиций: многие «зомби-кассы» вкладывали средства в спекулятивные проекты, надеясь на высокую доходность. Когда эти ставки не оправдались, убытки легли на плечи налогоплательщиков.

Пик кризиса и его последствия


Эпицентром краха стал Техас: в 1988 году более 40% банкротств ссудно-сберегательных касс по стране произошло именно там. Одним из символов кризиса стало решение страхового фонда FSLIC сжечь недостроенные кондоминиумы, финансируемые обанкротившейся техасской ссудной кассой, поскольку их продажа оказалась нерентабельной.

Ральф М. Батлер-младший разгребает обломки после пожара на пересечении шоссе I-30 и Роузхилл-роуд. 

Реформы и завершение кризиса


В 1989 году Конгресс принял Закон о реформе, восстановлении и регулировании финансовых учреждений (Financial Institutions Reform, Recovery and Enforcement Act), который предусматривал:

  • Ликвидацию Федерального совета по ипотечным кредитам (Federal Home Loan Bank Board, FHLBB) и страхового фонда FSLIC.

  • Создание Управления по надзору за сберегательными учреждениями (Office of Thrift Supervision, OTS).

  • Передачу страхования вкладов ссудно-сберегательных касс под контроль FDIC.

  • Учреждение Корпорации по урегулированию проблемных активов (Resolution Trust Corporation, RTC), которая закрыла 747 сберегательных касс с активами на 407 миллиардов долларов.

Кризис официально завершился 31 декабря 1995 года с ликвидацией RTC. Общие затраты налогоплательщиков оценивались в 124 миллиарда долларов.

Заключение


Кризис ссудно-сберегательных касс стал одним из самых масштабных финансовых потрясений в истории США до 2008 года. Его последствия привели к ужесточению регулирования, однако, как показал мировой финансовый кризис 2008 года, риски в банковском секторе остаются актуальными.

Перевод статьи Savings and Loan Crisis

Тэги: США, Экономика, ФРС

05.08.2025

Alexander (c) Stikhin