Немецкие гиганты пересматривают свои связи с Китаем из-за уйгуров


Два немецких гиганта – Volkswagen и BASF пересматривают свою деятельность в регионе, где китайское правительство жестко преследует мусульманские меньшинства.


Компания Volkswagen пересматривает будущее совместного предприятия в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе на северо-западе Китая, а BASF начинает продавать свои доли там после того, как международное сообщество начало проверять факты принудительного труда с использованием преимущественно мусульманских этнических групп.

На прошлой неделе компания Volkswagen заявила, что ведет переговоры с одним из своих основных партнеров по совместным предприятиям в Китае, государственной корпорацией Shanghai Automotive Industry Corporation, в связи с обвинениями в нарушении прав человека на их совместном предприятии в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе.

Компания Volkswagen заявила, что «тщательно изучает различные сценарии совместных предприятий в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе».

Крупнейшая в мире химическая компания – немецкая BASF, сообщила, что в конце прошлого года приступила к продаже своих долей в двух производственных совместных предприятиях в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе.

Компания BASF заявила, что, хотя в ходе аудиторских проверок не было выявлено нарушений прав человека, «недавно опубликованные отчеты, касающиеся партнера по совместному предприятию, содержат серьезные обвинения, указывающие на деятельность, не соответствующую ценностям BASF».

Китайское правительство решительно выступает против того, чтобы транснациональные корпорации отказывались от коммерческой деятельности в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе, малонаселенном регионе, в четыре раза превышающем по площади Калифорнию.

В письменном ответе на вопрос о последних действия компаний Volkswagen и BASF Министерство иностранных дел Китая назвало утверждения о принудительном труде в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе «огромной ложью, придуманной антикитайскими силами для дискредитации Китая. Мы надеемся, что соответствующие предприятия будут уважать факты и дорожить возможностью инвестировать и развиваться в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе».

Volkswagen и BASF, которые на протяжении десятилетий осуществляли обширные инвестиции в Китае, относятся к числу компаний, которые всё чаще оказываются в ситуации, когда Пекин находится по одну сторону, а западные правительства, акционеры и правозащитные группы – по другую. Пристальное внимание к немецким компаниям особенно остро ощущается сейчас, когда европейские правительства решают вопрос о том, как стать менее зависимыми от Китая.

Давление на транснациональные корпорации усилилось в последние несколько месяцев, когда американские таможенники приобрели опыт расследования того, нарушает ли импорт из Китая Закон о предотвращении принудительного труда уйгуров от 2021 года (Uyghur Forced Labor Prevention Act of 2021). Этот закон запрещает импорт из Китая любых товаров, которые были произведены с использованием принудительного труда, в частности товаров, произведенных с использованием принудительного труда в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе. Уйгуры, которые в основном исповедуют ислам, являются самой большой этнической группой региона, составляя 45% населения, согласно переписи 2020 года.


Компаниям становится всё труднее определять, используют ли их поставщики и партнеры по совместным предприятиям компоненты или материалы из северо-западного Китая, которые, возможно, были произведены с использованием принудительного труда. Китай не разрешает проводить независимые аудиты цепочек поставок в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе и даже задерживает сотрудников иностранных компаний, проводящих экспертизы, которые работают в менее политически чувствительных местах, таких как Пекин и Шанхай.

Компания Volkswagen заявила, что столкнулся с задержками в доставке некоторых импортных автомобилей дилерам в США из-за «таможенных проблем» в американских портах. Компания заявила, что ей пришлось заменить небольшой электронный компонент, но не указало, какой объем автомобилей попал под замену.

Компания Volkswagen не сообщила, что компонент производился в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе, но отметил: «Когда мы получаем информацию о рисках или потенциальных нарушениях прав человека, мы стараемся устранить их как можно быстрее».

Натан Пикарсик (Nathan Picarsic), соучредитель Horizon Advisory, вашингтонской фирмы, занимающейся анализом геополитики цепочек поставок, сообщил, что сотни, а возможно, и тысячи автомобилей Audi и других автомобилей Volkswagen, были задержаны в пяти американских портах в последние недели, поскольку они содержат компонент производимый в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе, который не подлежит быстрой замене. Volkswagen попытается доставить автомобили к концу марта и уведомляет клиентов о задержках, а впервые о задержках продукции Volkswagen в американских портах сообщила Financial Times.

Транснациональные компании также испытывают давление со стороны акционеров. Union Investment, крупная немецкая компания по управлению активами, одобрила инвестиции в Volkswagen в декабре прошлого года после отчета, в котором не было обнаружено принудительного труда. Но на прошлой неделе фонд изменил позицию, заявив, что последние данные означают, что инвестиции в Volkswagen несовместимы с его корпоративными целями.

Стефан Вайль (Stephan Weil), губернатор земли Нижняя Саксония в Германии и член совета директоров Volkswagen, назвал последние выводы «тревожными».

В течение последнего десятилетия Китай «затягивал гайки» в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе, чтобы бороться с тем, что он называет экстремизмом среди преимущественно мусульманских этнических меньшинств. Политика «затягивания гаек» стала реакцией на серию нападений боевиков в 2014 году, включая нападения на две железнодорожные станции и рынок, в результате которых, согласно официальным сообщениям, погиб 71 человек и более 300 получили ранения.

При лидере Китая Си Цзиньпине (Xi Jinping) началась политика содержания сотен тысяч уйгуров, казахов и других мусульман в огромных лагеря перевоспитания, а также началась кампания по распределению уйгурских сельских жителей и чернорабочих на заводы. Китайские чиновники преподносят эти проекты как попытку вывести уйгуров из нищеты и вовлечь их в экономическую жизнь страны. Однако, согласно расследованиям The New York Times, других новостных изданий и исследователей в области прав человека, при переводе рабочей силы использовалось принудительное давление, квазивоенная дисциплина и ограничения на передвижение.


Адриан Зенц (Adrian Zenz), директор по изучению Китая в Мемориальном фонде жертв коммунизма (Victims of Communism Memorial Foundation), некоммерческой антикоммунистической группе в Вашингтоне, обнаружил доказательства принудительного труда на химическом предприятии в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе, которое также имеет совместные предприятия с BASF. Затем он обнаружил доказательства принудительного труда на совместном предприятии Volkswagen.

Информацию о BASF он сначала передал немецкому новостному журналу Der Spiegel и общественному телеканалу ZDF. Информацией о Volkswagen он поделился с немецкой газетой Handelsblatt.

Информация о Volkswagen включала в себя фотографию уйгурских рабочих в военной форме, которые помогали строить пустынную трассу в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе для тестирования автомобилей в экстремально жаркую погоду.

Компании BASF и Volkswagen заявили, что начали создавать совместные предприятия в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе в 2013 году. Именно тогда китайское правительство поощряло инвестиции в бедный дальний запад страны.

Компания Volkswagen сообщила, что до пандемии на её совместном предприятии в Урумчи работало 650 человек, а теперь их стало гораздо меньше.

Компания BASF сообщила, что на одной из фабрик её совместного предприятия, в котором ей принадлежит контрольный пакет акций, работает около 40 человек, и она производит ключевой ингредиент для спандекса. На другом заводе, в котором BASF владеет миноритарным пакетом акций, работают 80 сотрудников, которые производят химическое вещество, имеющее более широкое применение – от фармацевтики до пластмасс.

Компания BASF заявила, что в прошлом году решила избавиться от своих долей в обоих заводах, придя к выводу, что они не соответствуют ее целям по борьбе с изменением климата. На заводах, расположенных в Корле (Korla) – крупном городе региона, используется большое количество угля. Однако BASF заявила, что теперь ускорит процесс выхода из предприятий.

Министр иностранных дел Китая Ван И (Wang Y) заявил, что политика китайского правительства улучшила жизнь уйгуров, предоставив им рабочие места. «Так называемый принудительный труд – это всего лишь беспочвенное обвинение», заявил Ван И на Мюнхенской конференции по безопасности.

Еще одна проблема может подстерегать Volkswagen и других автопроизводителей в Китае. 1 февраля организация Human Rights Watch опубликовала доклад, в котором утверждается о широком использовании принудительного труда компаниями в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе, которые производят более 15 процентов необработанного алюминия в Китае. Группа обвинила автопроизводителей в том, что они не хотят знать, где их поставщики на самом деле получают металл.

Соединенные Штаты уже запретили ввоз продукции, изготовленной из алюминия из Синьцзян-Уйгурского автономного региона, из-за опасений, что при её производстве используется принудительный труд.

Volkswagen заявила, что расследует любые нарушения со стороны поставщиков, добавив: «Серьезные нарушения, такие как принудительный труд, могут привести к расторжению контракта с поставщиком, если не будут приняты меры по исправлению ситуации».

Перевод статьи Firms With Deep Roots in China Reconsider Their Xinjiang Ties

Тэги: США, Китай, Экономика, Санкции

19.02.2024


Alexander (c) Stikhin