Комментарий по ситуации с НРД, Euroclear и Clearstream


Последнее время богато на разного рода ограничения и санкции, и судя по реакции людей, не все понимают, как работают санкции. Одно из последних событий которое было связано с санкциями в отношении Национального расчетного депозитария (НРД) со стороны Евросоюза. В связи с этим хотелось бы прокомментировать логику принятия подобных решения и основной принцип работы санкционного режима.

Вот конкретно на примере НРД нужно задать фундаментальный вопрос – что же такое «санкции»? Санкции сами по себе работают следующим образом – в обычном режиме, когда нет никаких санкций, все компании могут работать со всеми – это, конечно же, идеальная ситуация, т.к. всегда существовали различные лицензируемые области типа торговли оружием, лекарственными препаратами и оказания финансовых и страховых услуг. Но в какой-то момент государство может посчитать, что физическое или юридическое лицо представляет некую опасность или по каким-то иным причинам государство не хочет (опасается) с ним работать и вносит это лицо в санкционный список. С момента внесения физического или юридического лица против него начинают действовать разного рода ограничения, и, в первую очередь, эти ограничения связаны с тем, что с этим лицом нельзя работать без получения специального разрешения со стороны властей. Вот про этот момент почему-то очень многие забывают. Почему? Ответить на этот вопрос довольно трудно, но по комментариям совершенно разных людей складывается впечатление, что «внесение в санкции = запрет на работу». На самом деле, это не так и, если человек или юридическое лицо внесено в список ограничений, это не означает, что с ним нельзя работать. Это означает, что с ним нельзя работать без разрешения – другой вопрос будут ли контрагенты получать разрешение или нет? Это второй сложный вопрос, на который практически нельзя ответить. Обычно, конечно, никто не стремится усложнять себе жизнь, работая с рискованными заказчиками, отсюда и растут ноги у такого явления, как перестраховка (overcompliance).

Что касается ситуации с НРД и компаниями типа Euroclear и Clearstream, которые не могли нормально работать в последнее время – собственно говоря, эти компании, являясь системными игроками, обеспечивают инфраструктуру учета активов и проведения платежей по учтенным активам, и не работают с лицевыми счетами конкретных физических и юридических лиц. То есть они не знают кому конкретно подлежит этот актив, который у них числится, и кому конкретно придет выплата по этому активу. Именно на этом основании Euroclear приостановил работу с НРД, т.к. не знал кому именно принадлежат учтенные активы, и кто именно получает выплаты по ним. Сейчас, соответственно, для того чтобы легализовать работу в рамках существующего санкционного законодательства НРД был внесен в санкционный список. Что это означает? Это означает ровно одно – сейчас в соответствии с существующими процедурами европейские компании типа Euroclear и Clearstream могут запросить разрешение у европейских властей на работу с конкретными физическими или юридическими лицами, активы которых учтены в НРД – иными словами на законодательном уровне применена процедура «фильтрации» санкционных и несанкционных пользователей НРД (как будет работать подобная процедура – отдельный вопрос).

Для того, чтобы проиллюстрировать вышесказанное, необходимо обратиться к документам.

Изначальный документ, на который ссылались Euroclear и Clearstream называется COUNCIL REGULATION (EU) No 269/2014 of 17 March 2014. Сoncerning restrictive measures in respect of actions undermining or threatening the territorial integrity, sovereignty and independence of Ukraine

Документ, в который 03.06.2022 внесли НРД, называется COUNCIL IMPLEMENTING REGULATION (EU) 2022/878 of 3 June 2022 implementing Regulation (EU) No 269/2014 concerning restrictive measures in respect of actions undermining or threatening the territorial integrity, sovereignty and independence of Ukraine и является обновленной (исправленной) версией документа 269/2014 от 17.03.2014




А теперь смотрим внимательно на пункт C статьи №5 документа 269/2014 от 17.03.2014



Теперь главный вопрос к Euroclear и Clearstream звучит следующим образом – что будут делать эти компании для продолжения работы с легитимными держателями активов, учтенных в НРД, в свете того, что европейское законодательство позволяет это делать.

Тэги: Санкции, Экономика

06.06.2022

Alexander (c) Stikhin