Изменение баланса сил в Чёрном море



В отличие от зашедшей в тупик ситуации на суше, тактика Украины в Чёрном море привела к поражению России на море, а Турция усилила своё влияние.

  • Удары Украины заставили российский Черноморский флот перебазироваться в восточный сектор Чёрного моря

  • По мере того, как российское военно-морское превосходство ослабевает, меняется баланс сил причерноморских держав

  • За счёт контроля проливов Турция получила огромное преимущество на Чёрном море

Главные последствия стратегического просчета России разворачиваются в Чёрном море и главным бенефициаром изменений стала Турция.

В отличие от столкновения между российскими и украинскими войсками на суще, которая, по громкому заявлению недавно уволенного главнокомандующего Украины генерала Валерия Залужного, зашла в тупик без перспектив на «красивый военный прорыв», динамика в Черном море меняется – Россия проигрывает, поскольку 24 февраля исполнится два года с момента начала масштабной военной операции.

Совмещая использование крылатых ракет и атаки с помощью автоматизированных систем вооружений, Украина меняет ситуацию в свою пользу – ей удаётся наносить поражения российскому Черноморскому флоту, заставляя его занимать оборонительную позицию и даже отступать в восточный сектор Чёрного моря. Более того, Украина одержала ещё одну важную победу – восстановила судоходный коридор для экспорта зерна, проходящий по западным берегам Чёрного моря и в конечном итоге проходящий через Стамбул, чему Россия отчаянно пыталась помешать. Этот маршрут показал свою эффективность, достигнув объёма экспорта, невиданного со времени начала конфликта, и компенсировал потери Украины от краха соглашения о зерновом коридоре, заключенного при посредничестве Организации Объединенных Наций и Турции, от которого Россия отказалась в июле 2023 года.

Что действительно удивительно, так это то, что Украина переломила ход событий Чёрном море в свою пользу, хотя у нее почти нет военно-морского флота, а неспособность России противостоять в Чёрном море подрывает её престиж. Более того, потеря критически важных объектов, включая флагманский корабль «Москва», означает фактическое снижение военно-морского потенциала России в Чёрном море, и эта проблема усугубляется тем, что на данный момент заменить потерянные активы практически невозможно.

Помимо того, что Россия перенапряжена в военном (и финансовом) отношении, она не может разместить в районе Чёрного моря новые боевые корабли. После начала конфликта Турция закрыла проливы для транзита военных судов, чья база базирования не находится в Чёрном море, в соответствии со статьей 19 Конвенции Монтрё. После этого шага, который высокопоставленные американские чиновники назвали «очень важным вкладом в безопасность Украины».

Россия сохраняет значительный военно-морской потенциал в Черном море, но военные потери создают для Москвы двухмерную проблему – по мере затягивания конфликта Украина будет продолжать операции в Чёрном море и это приведёт к снижению превосходства России на море. Это, в свою очередь, изменит баланс сил в региональном морском пространстве в пользу Турции, которая будет спокойно наблюдать за развитием событий со стороны.

Это негативный прогноз наверняка беспокоит Россию – напротив, Турция и её союзники, в первую очередь США, видят в этом возможность. Турция рассматривать подобный ход событий, как удобный способ получить преимущество в Черном море, а США (и другие члены НАТО) будут приветствовать ослабление России, которая в Вильнюсском коммюнике саммита НАТО в прошлом году была названа «самой значительной и прямой угрозой безопасности союзников, миру и стабильности в евроатлантическом регионе».

По мере развития ситуации в Чёрном море, когда каждая из сторон пытается направить события в свою пользу, Турция за счет контроля над проливами имеет особые преимущества.

Турция и Чёрное море


Турция придает очень большое значение Чёрному морю – это важнейшее море для сообщения, в том числе для энергетических трубопроводов, а в последнее время оно стало местом процветающей добычи природного газа на территории Турции. Это подчеркивает ориентированный на безопасность подход Турции к региону и усиливает её стремление играть в нем исключительную роль. Основные факторы, которые в настоящее время лежат в основе подхода Турции к обеспечению безопасности в Черном море, можно свести к трем пунктам: Россия, США и Конвенция Монтрё (Montreux Convention).



Положение России


Регион Чёрного моря исторически был основным театром соперничества Турции и России, где Россия добилась успехов в XVIII веке. Это наследие конфликтов порождает у обеих сторон чувство осознания того, что они являются врагами с имперских времен.

На этом фоне в 2016 году высшие российские военные чины злорадствовали по поводу превосходства своей страны над Турцией в Черном море. В том же году президент Турции Реджеп Эрдоган (Recep Tayyip Erdogan) сделал аналогичное заявление, посетовав на то, что Черное море стало «российским озером», и высказавшись за расширение присутствия НАТО в регионе.

Оба заявления прозвучали через год после того, как Турция сбила российский истребитель над сирийской границей. Двусторонние отношения ещё не были восстановлены, и восприятие Турцией угрозы со стороны России оставалось высоким. Кроме того, отношения Турции с США и их западными союзниками были стабильными и ещё не стали напряженными.

После попытки переворота в Турции в 2016 году ситуация начала меняться по обоим направлениям. Россия протянула руку помощи турецкому руководству, что резко контрастировало со сдержанным подходом США и большинства союзников по НАТО. Атмосфера в отношениях между Анкарой и Москвой быстро улучшилась, поскольку президенты стран сознательно пошли на установление личных отношений, проложив путь к новой эре в двусторонних турецко-российских отношениях. Две страны перешли на модель, характеризующуюся углублением сотрудничества на фоне управляемого соперничества в таких областях, как Сирия, Ливия и Южный Кавказ.

Сегодняшняя, казалось бы, уютная атмосфера в отношениях между Турцией и Россией скрывает пронизывающее их соперничество. Эта динамика проявилась, например, в печально известной речи российского лидера в 2022 году – часть придуманного им нарратива основывалась на завоеваниях Россией османов в Черноморском регионе, включая Крым.

Исторические реалии и региональная динамика делают турецко-российские отношения сложными. Кажущиеся противоречия и необходимость управлять ими являются частью отношений, и обе стороны хорошо это понимают. Подход Турции к конфликту на Украине является отличным примером этого – она поставляла Украине системы вооружения и активно поддерживала ее территориальную целостность задолго до начала войны. Не отступая от этой позиции после начала военных действий, Турция старательно воздерживалась от сжигания мостов с Россией и, что особенно примечательно, не присоединилась к режиму санкций. Россия тоже предпочла не обращать внимания на некоторые разочарования в политике Турции и пойти на поводу у ее балансирования.

«Ни друг, ни враг» – вот наиболее подходящий способ описать отношение этих двух стран друг к другу в настоящее время. Этот же образ мышления определяет их позицию по отношению друг к другу в Чёрном море. Хотя на поверхности нет явного противостояния, чувство соперничества и стремление одержать верх за счет другой стороны нельзя упускать из виду.

США и Конвенция Монтрё


Турция извлекает выгоду из балансирующего эффекта США и других игроков против России, но ожидает, что это будет происходить на её условиях. В конце концов, Чёрное море – это исторический задний двор Турции. Действия нечерноморских государств не должны быть дестабилизирующими или преднамеренно провокационными, которые могут привести к региональному конфликту с Россией, а Конвенция Монтрё должна строго соблюдаться.

Однако Турция с недоверием относится к США по обоим пунктам. В первую очередь это связано с её глубокой обидой на США за их вмешательство и политику в Ираке и Сирии, которые нанесли значительный ущерб экономическим интересам и безопасности Турции и продолжаются до сих пор.

Турция также обеспокоена подходом США к Конвенции Монтрё – во время событий в Грузии в 2008 году, США попытались доставить гуманитарную помощь на военно-морских судах, которые значительно превышали ограничения по тоннажу, предусмотренные Конвенцией. Это было расценено как преднамеренная и злонамеренная попытка нарушить условия конвенции, что подогрело подозрения Анкары.

Турция отражает свое недоверие к США в своем отношении к роли НАТО в Чёрном море. Этот висцеральный рефлекс иногда приводит к чрезмерным заявлениям, подобным недавнему заявлению главнокомандующего ВМС Турции адмирала Эркюмента Татлиоглу (Ercument Tatlioglu). Говоря о минной угрозе в Чёрном море, он сказал, что Турция сделает все необходимое, и добавил, что Анкара не хочет, чтобы США или НАТО принимали дополнительные меры в этих водах. Ирония, конечно, заключается в том, что Турция сама является давним союзником НАТО и уже взяла на себя задачу по разминированию вместе со своими черноморскими союзниками по НАТО – Болгарией и Румынией.

Сценарии


Возможны три сценария развития ситуации, из которых вероятен только один.

Маловероятный: Россия давит на Турцию и наращивает свое военно-морское присутствие

Россия потерпела неудачу в своем стремлении превратить Украину в страну, не имеющую выхода к морю, посредством военного давления. И теперь Россия оказалась на задворках Чёрного моря, ищет убежища в восточном секторе и отчаянно пытается сохранить имеющийся потенциал. Чтобы переломить ситуацию и более эффективно использовать имеющиеся военно-морские объекты, хотя и с риском их потерять, России необходимо усилить свое военно-морское присутствие в Чёрном море. Но Турция закрыла эту дверь, и, хотя Россия неоднократно давила на Турцию, настаивая на праве транзита через турецкие проливы, Анкара не сдвинулась с места. Более того, если Турция уступит российским требованиям, это также откроет дверь для нечерноморских государств, которые смогут направить военно-морские силы в Черное море, что ещё больше поставит Россию в невыгодное положение. Таким образом, этот сценарий маловероятен.

Маловероятный: США (и союзники по НАТО) получат доступ в Чёрное море

Хотя решение Турции приостановить транзит военно-морских судов в Чёрное море и из него вызвало одобрение в Украине и среди ее сторонников, оно также имело обратный эффект – препятствовало прибытию внешней военно-морской поддержки для Украины. Поэтому может показаться заманчивым настоять на том, чтобы Турция отменила свое решение.

Однако Турция с 1936 года неукоснительно выполняет Конвенцию Монтрё, которую она считает основой безопасности и стабильности в Чёрном море. Более того, этот правовой документ не только наделил Турцию обязанностью регулировать транзитный проход в Чёрное море и из него, но и подтвердил её полный суверенитет над проливами. Таким образом, Конвенция Монтрё приобрела для Турции дополнительный смысл.

Любое предположение о том, что она может рискнуть подорвать целостность Конвенции Монтрё, было бы ошибочным, что делает этот сценарий маловероятным. И в любом таком маловероятном сценарии, хотя Россия также получит право расширить свое военно-морское присутствие в Чёрном море, вероятность того, что военно-морские силы нечерноморских государств окажутся втянутыми в действия с российскими силами, возрастет, как и риск расширения конфликта. Ни США, ни другие западные игроки, похоже, не склонны идти на такой риск.

Вероятный: Сохранение статус-кво и усиление Турции

Наиболее вероятный сценарий заключается в том, что Турция решительно продолжит приостанавливать транзит военных судов в Чёрное море и из него, пока продолжается состояние войны, лишая Россию возможности вводить новые силы и средства и вынуждая её оставаться в обороне в морской сфере. Это побудит Россию сосредоточиться на ведение действий на суше, где она надеется сломить украинскую стойкость и поддержку Запада в войне на истощение. Тем временем Россия будет с надеждой следить за предстоящими выборами в США.

Истинным бенефициаром ситуации в Чёрном море станет Турция. Постепенное снижение военно-морской мощи России повысит авторитет Турции как доминирующей военно-морской силы. Ещё лучше для Турции то, что эта постепенная эволюция будет происходить без каких-либо потенциально дестабилизирующих действий со стороны нечерноморских стран, таких как США.

Перевод статьи The shifting balance of power in the Black Sea
 
Тэги: США, Санкции, Экономика

18.02.2024

Alexander (c) Stikhin