Информация - основа интуиции (с)

В одном из комментариев к своему предыдущему посту пообещал сделать пост про "заручение поддержкой", но пока поднимал архивные документы (работаю не со своего обычного компьютера) одна из сторон "торгового конфликта" уже начала действовать - "ЕС собирается отговорить Южную Америку от поставок продуктов в Россию"


Европейский союз намерен провести переговоры с такими странами Латинской Америки, как Бразилия и Чили, в попытке отговорить их от замещения экспорта в Россию сельхозпродукции из стран ЕС, запрет на которую Москва ввела с прошлой недели.

Намерение латиноамериканских стран повысить экспорт в РФ за счет введенных ограничений на ввоз товаров из США и ЕС вызвало беспокойство Брюсселя, пишет Financial Times.



Резвость представителей Евросоюза понятна - нужно как-то отчитываться перед своими производителями и, что более важно, избирателями, но надо, однако, отметить, что все веселье еще впереди. Дело в том, что если Евросоюз будет уговаривать страны Латинской Америки - это одно, а вот когда о своих действиях заявит США - вот тогда могут начаться подковерные интриги глобального масштаба.

Для того, чтобы было понятно, про что идет речь, необходимо дать пояснения относительно намерений российских властей "поменять поставщиков". Обычно считается, что перед тем, как лезть в драку, нужно собрать как можно больше информации о текущих раскладах по интересующим вопросам. Если бы такая проверка проводилась в отношении стран Южной Америки и их торговых связей, то мимо информации о торговле этих стран с США пройти было просто нельзя.

В качестве примера я взял довольно-таки старый отчет о состоянии торговых отношений между США и другими странами (включая Латинскую Америку), на основании которого можно сделать ряд интересных выводов. Сам отчет называется "Increased U.S. Imports of Fresh Fruit and Vegetables" и лежит он на официальном сайте департамента по развитию сельского хозяйства США.




(Заглавная страница отчета)


Из этого отчета, к примеру, становится ясно, что начиная с 90-х годов прошлого века США постепенно стали чистым импортером свежих фруктов и одним из главных регионов, откуда осуществляется этот импорт - стали страны Южной Америки, Австралия, Новая Зеландия и Южная Африка.




(Данные по балансу экспорта и импорта)


Вот какие данные с укрупненной разбивкой по регионам производства приводятся в отчете




(География поставок)


Как видно из данных отчета, примерно 26% поставок свежих фруктов (2004-06) приходилось на страны северо-американского соглашения о свободной торговле (NAFTA - Канада, США, Мексика), но вот оставшаяся треть - 32% приходилась на страны Южного полушария - Аргентину, Австралию, Бразилию, Чили, Новую Зеландию, Южную Африку и Перу. И это не считая поставок бананов из Колумбии, Эквадора, Коста Рики, Гватемалы, Гондураса и Панамы, на которые приходилось до 35% американского "фруктового" импорта указанного типа продукции.

При необходимости, данные из старых отчетов, можно проверить и по более новым данным - "The U.S. Trade Situation for Fruit and Vegetable Products" (дата отчета - январь, 2014). Ну что же, взглянем на новый отчет и что мы увидим? А увидим мы ровно такую же картину, что была и в старых бумагах - США являются чистым импортером свежих фруктов.




(Заголовок отчета и его краткий вывод)


Ну и напоследок можно глянуть на "сырые" данные и примерно прикинуть - в какие примерно суммы оценивается импорт свежих фруктов из стран Латинской Америки. Файл с сырыми данными называется "importedfoodsbycountry2014_1_.xls" и лежит на официальном сайте департамента по развитию сельского хозяйства США




(Файл с "сырыми" данными)


Как видно из данных отчета, на страны Латинской Америки приходится американского импорта на примерно 5 миллиардов долларов США из общего объема в 13,6 миллиардов долларов США.

Выводы

Теперь, что называется, можно перейти к кратким выводам. Когда российские власти кинулись искать помощи у стран Южной Америки, по какой-то странной причине за рамками переговорного процесса (по крайней мере для российских граждан) остались внешнеторговые связи наших "новых партнеров".

Но, как видно из приведенных выше примеров, "новые партнеры" Российской Федерации сами являются торговыми партнерами того партнера, против котрого Россия ввела торговые санкции.

Теперь вопрос - как отнесутся страны Латинской Америки, когда им "вежливо намекнут" (а им намекнут обязательно), что при осуществлении импорта на американский рынок могут возникнуть сложности.

Что произойдет, когда американцы дойдут до "нужных людей" (а до них дойдут обязательно) и объяснят, что "Америка - для американцев" и лезть в европейские разборки не нужно - пускай сами разбираются.

Ну и до кучи - не для кого ведь не секрет, что на территории США находятся достаточно большие диаспоры выходцев из латиномериканских стран и это значит, что в руках американских властей есть неофициальный канал связи с теми самыми "нужным людьми" у которых, скорее всего, есть свои интересы в Штатах (родственники, знакомые, деловые связи).


Послесловие

Я даже не сомневаюсь, что высокопрофессиональные специалисты из российского правительства и профильных министерств просчитали все риски (в том числе - и неявные) перед тем, как лезть в торговую войну с западными странами, на которой эти самые страны съели не одну стаю диких собак.

В этом посте приведены данные только по одной номенклатурной группе - фруктам; для остальных групп - молоко, мясо, рыба - требуется делать дополнительные исследования.


(с) Alexander Stikhin