![](https://freight.cargo.site/t/original/i/b2e670c61cec6bae7069043c6ac91f783d08f4984516a07e8bb31e9ea62f60c1/running-2.jpg)
О чем рассказывает
фильм «Бегущий человек»?
Действие фильма «Бегущий человек» (The Running Man), снятого в восьмидесятых годах, происходило в антиутопической версии настоящего. Так что же фильм показал про наше ближашее будущее?
«К 2017 году мировая экономика рухнула. Продовольствие, природные ресурсы и нефть в дефиците. Полицейское государство, разделенное на военизированные зоны, правит железной рукой. Телевидение контролируется государством, а садистское игровое шоу под названием «Бегущий человек» стало самой популярной программой в истории...».
Так гласит вступительный ролик «Бегущего человека», романа Стивена Кинга (Stephen King), вольно адаптированного в качестве научно-фантастического боевика для Арнольда Шварценеггера (Arnold Schwarzenegger) в 1987 году. Если вы заглядывали в Twitter, то, возможно, вам знаком этот угловатый белый шрифт на кроваво-красном фоне. Пользователи сделали скриншот и поделились им как сухим комментарием к настоящему времени и тому, что можно назвать его более антиутопическими событиями: продовольственные банки, Brexit, президент, угрожающий ядерной войной в социальных сетях, игровое шоу ITV «Пушечное ядро» (Cannonball) и так далее.
Вышедший через три года после "Терминатора" (The Terminator) и всего через несколько месяцев после «Хищника» (Predator) летом 1987 года, «Бегущий человек» может считаться фильмом второго плана Арнольда. Его режиссер, бывшая звезда «Старски и Хатч» (Starsky and Hutch) Пол Майкл Глейзер (Paul Michael Glaser), не обладает таким чувством действия и саспенса, как Джеймс Кэмерон (James Cameron) или Джон МакТирнан (John McTiernan), а сатирические вещи, которых хватает в фильме, сняты не на там уровне, как это сделал Пол Верховен (Paul Verhoeven) в своем классическом «Вспомнить все» (Total Recall) в 1990 году.
Фильм «Бегущий человек», написанный гением экшн-триллера Стивеном де Суза (Steven de Souza), в активе которого числятся фильмы «Коммандо» (Commando) и «Крепкий орешек» (Die Hard) все равно сохраняет определенное очарование. Кроме того, если присмотреться повнимательнее, то можно обнаружить фильм, имеющий несколько параллелей с той реальностью, в которой мы сейчас живем.
Давайте сначала разберемся с очевидным, учитывая, что оно находится в самом начале фильма. В результате глобального экономического спада Америка (а предположительно и весь мир) оказалась в тисках тоталитарной диктатуры, где средства массовой информации строго контролируются государством, а непокорных граждан сгоняют в тюрьму и промывают мозги. Шварценеггер играет Бена Ричардса (Ben Richards), полицейского и пилота вертолета, которого отправляют в тюрьму, когда он отказывается от приказа открыть огонь по безоружным гражданским лицам.
После неудачной попытки побега Ричардс становится участником шоу «Бегущий человек» –телевизионного игрового шоу, в котором за осужденными преступниками охотятся закованные в броню убийцы. Призы игрового шоу включают условно-досрочное освобождение или даже полное помилование (так им говорят), а проигравших жестоко убивают на глазах у изумленной публики.
![](https://freight.cargo.site/t/original/i/0a2603728d5fd3da2607da786aa371f36030e61c571494665cd0142e71773722/running-1.jpg)
Хладнокровный ведущий Дэймон Киллиан (Damon Killian) в исполнении Ричарда Доусона (Richard Dawson), нервничая из-за новости о том, что его рейтинги достигли пика, выбирает Ричардса в качестве последнего участника: «Я могу получить десять пунктов только за его бицепсы», рассуждает Киллиан. В течение нескольких часов Ричардс действительно становится телевизионной сенсацией – хотя и не по тем причинам, на которые рассчитывал ведущий «Бегущего человека». Преследователи суперзвезды шоу – Динамо (Dynamo), Сабзиро (Subzero) и Пила (Buzzsaw) – убиты Ричардсом, а вооруженной группе борцов за свободу удается взять под контроль всю сеть. Благодаря Ричардсу революция будет показана по телевидению.
Помимо самого шоу «Бегущий человек», в фильме есть ряд гаджетов, которые сразу бросаются в глаза зрителям 21 века. Когда героиня Эмбер (Amber) в исполнении Марии Кончиты Алонсо (Maria Conchita Alonso) входит в свою квартиру, то мы видим, что все – от освещения до бытовой техники – управляется голосом. Подобные гаджеты постоянно появляются на технологических сайтах, и многие из нас уже привыкли использовать Amazon Echo, Siri или Google Now для воспроизведения музыки или изменения температуры в гостиной. Когда Ричардс пытается сбежать из Калифорнии, он бронирует пару билетов на самолет до Гавайев, используя нечто под названием Cadre Infonet – явный предшественник интернета, работающего на телевизоре Эмбер.
![](https://freight.cargo.site/t/original/i/f1c95138785c63a2be481a4837f32470584d676de0ef002918754302f6b72019/running-5.png)
Обратите также внимание на то, как большие плоские телевизоры повсеместно распространены в 21 веке в «Бегущем человеке»: фильм даже правильно предсказывает, что телевизоры будущего будут использовать соотношение сторон 16:9, а не 4:3; некоторые даже имеют тонкие хромированные ободки по краям. Неплохое предсказание, учитывая, что соотношение сторон 16:9 стало стандартным для телевизоров только через десять лет после выхода «Бегущего человека».
Чего не мог предсказать «Бегущий человек», так это того, что к 2010-м годам господство телевидения уже давно уступило место Интернету и умным устройствам. Если бы фильм был снят сегодня, то шоу Киллиана с такой же вероятностью смотрели бы на телефонах и планшетах, как и на большом телевизоре. Тоталитарное государство, вероятно, не остановилось бы на использовании игрового шоу для успокоения масс – вероятнее всего, было бы выпущено приложение, в котором зрители могли бы выбирать, какие преследователи будут охотиться за незадачливым участником недели, или видеоигра, где игроки могли бы сами убивать убегающих преступников.
С другой стороны, «Бегущий человек» показывает, как легко цифровые СМИ могут манипулировать теми, кто их контролирует. В фильме даже есть примеры того, что мы сейчас можем назвать «фальшивыми новостями» (fake news). Когда Ричардс отказывается от приказа государства убить голодающих демонстрантов, кадры этого события редактируются и подделываются, чтобы создать впечатление, что Ричардс – злодей. Позже, когда Ричардса задерживают в аэропорту, в новостной репортаж вставляют кадры мертвых сотрудников правоохранительных органов, чтобы подкрепить утверждение, что он убил людей во время ареста.
![](https://freight.cargo.site/t/original/i/020878097964669f2e2ba7f2862a74fb97dfc0cbabf3d36bd607d93031bf30c7/running-3.jpg)
Позже мы даже воочию видим, как существующие видеоматериалы могут быть подвергнуты цифровой манипуляции для создания иллюзии реального инцидента: оператор телеканала Тони (Tony) в исполнении Курта Фуллера (Kurt Fuller) работает за пультом, придумывая кадры, где Ричардса «убивает» преследователь «Капитан Свобода» (Captain Freedom) в исполнении Джесси Вентуры (Jesse Ventura). Ладно, возможно, мы еще не в таком медиаландшафте, но, учитывая, что манипулирование информацией является горячей темой современности, то интересно оглянуться назад и увидеть, как это понятие появилось в боевике три десятилетия назад.
Фильм «Бегущий человек», как и его предшественники «Роллербол» (Rollerball) и «Премия за риск» (The Prize of Peril), также сумел предвосхитить расцвет реалити-шоу. Шоу «Бегущий человек» – это явное ответвление от реслинга и футбола, как и жестокий спорт в «Роллерболе», но фильм точно отражает то, как телевизионные сети могут зарабатывать деньги на шоу, которые обращаются к нашим темным желаниям. У нас пока нет «Гонка за деньгами» (Climbing For Dollars) или «Лодки ненависти» (The Hate Boat) – двух конкурирующих шоу во вселенной «Бегущего человека», но в Великобритании уже есть такие шоу, как «Не можешь заплатить долги? Отберем!» (шоу о том, как у людей отбирают дома и имущество). Само собой разумеется, что нынешний президент США Дональд Трамп (Donald Trump) смог повысить свою популярность, став ведущим американского реалити-шоу «Ученик» (The Apprentice).
На фоне боевика с Арнольдом Шварценеггером стоит отметить, что «Бегущий человек» не уклоняется от того, чтобы сделать зрителей фильма соучастниками всего насилия. Создатели фильма стараются показать нам, что поклонники сериала представляют все слои общества – яппи в баре, низшие классы на улице, миловидные старушки в кардиганах и жемчугах среди зрителей студии. Когда Ричардс убивает своего первого преследователя, среди этой разношерстной аудитории воцаряется тишина – не потому, что в сериале много крови и насилия, а потому, что погиб один из их героев.
![](https://freight.cargo.site/t/original/i/038df92c5b2f053cc193c3856b40f84e2e0535080123e3bd283fa3cda510c8ca/running-6.jpg)
Конечно, зрители считают, что Ричардс – массовый убийца, а не жертва манипулятивного режима, но опять же, обратите внимание, с какой готовностью они поглощают незаконные передачи Мика Флитвуда (Mick Fleetwood) и его революционеров. Все знают, что эти новые кадры, на которых Ричардс предстает в роли невиновного, а Киллиан – в роли злодея, могут быть просто фальшивыми новостями.
Когда Ричардс начинает убивать «героических» преследователей, толпа начинает нервничать и молчать. Когда им показывают, что Ричардс – герой, а Киллиан – плохой парень, они ликуют и поддерживают своего новообретенного героя. Нет никакого намека на то, что деспотический режим был свергнут – только то, что его рупор был отнят, по крайней мере, на время. Лидер режима остается в безопасности в своей постели, а публика, ликующая при виде тела Киллиана, разбивающегося о знак газировки, так же кровожадна, как и раньше.
Возможно, в этом и заключается непреходящая актуальность «Бегущего человека» в современных реалиях – помимо гаджетов, фальшивых новостей и реалити-шоу. Мы все, хотя бы в малой степени, виноваты в том культурном и политическом климате, в котором живем. Злодеем в «Бегущем человеке» является вовсе не Большой брат (Big Brother), не преследователи и не Дэймон Киллиан, т.к. главный злодей фильма – это зрители реалити-шоу.
Перевод статьи What The Running Man Teaches Us About 2017
09.08.2021
Alexander (c) Stikhin