Дефицитный блокбастер: Хит Warners – фильм Бэтмен заявил дефицит в 35,8 миллиона долларов при кассе в 253,4 миллиона долларов и такими темпами фильм может никогда не выйти в прибыль


Даже в то время, как Warner Bros. Pictures проводит кастинг новых злодеев для «Бэтмен 2», смета оригинального блокбастера подвергается серьезным правкам – во многом благодаря злейшему врагу «Крестоносца в капюшоне» – Джокеру.

Пятый по величине кассовых сборов в истории и первый кассовый хит всех времен для компании Warners до сих пор показывает убыток в 35,8 миллионов долларов и вряд ли когда-нибудь принесет прибыль, согласно финансовым отчетам, полученным The Times.

По состоянию на сентябрь мрачная история по комиксам с Джеком Николсоном (Jack Nicholson) в роли Джокера (Joker) и Майклом Китоном (Michael Keaton) в роли Бэтмена (Batman) собрала для компании Warners 253,4 миллиона долларов. Но высокие расходы на рекламу и высокооплачиваемых актеров, таких как Николсон, а также значительная доля студии не оставили ни цента в кассе «Бэтмена».

Согласно формуле Warners, студии придется собрать еще как минимум 150 миллионов долларов валовых сборов, прежде чем фильм начнет приносить чистую прибыль, сообщили The Times эксперты по аудиту. Поскольку фильм уже был показан практически на всех кинорынках, от Абу-Даби до Югославии, а в международном масштабе он продавался на видеокассетах в Европе, Южной Америке и Азии, а также в США, эксперты считают, что шансы «Бэтмена» получить дополнительные 150 миллионов долларов сильно ограничены.

Две статьи доходов также оказались под пристальным вниманием участников – по данным студии, атрибутика «Бэтмена» с вездесущим логотипом главного героя (футболки, игрушки, постеры и т.д.) принесла всего $2,9 млн, а пластинки, включавшие хитовый сингл Принса (Prince) «Batdance», принесли Warners мизерные 382 тысячи долларов.

В среду компания Warners отказалась комментировать финансовые отчеты «Бэтмена». Роб Фридман (Rob Friedman), президент Warners по рекламе и связам с общественностью, заявил, что он не знаком с вопросом о чистой прибыли фильма «Бэтмен» и должен предварительно его изучить, прежде чем комментировать.

Warners уже начала кастинг на продолжение блокбастера 1989 года – ожидается, что Китон вернется в главной роли вместе со злодеями Дэнни ДеВито (Danny DeVito) в роли Пингвина (Penguin) и номинированной на «Оскар» Аннетт Бенинг (Annette Bening) в роли Женщины-кошки (Catwoman).

«Бэтмен» – последний в череде кассовых хитов, чьи огромные сборы оказались бессмысленными с точки зрения прибыли для сценаристов, продюсеров и других людей, которые согласились на получение процента от сборов в качестве компенсации за работу над фильмом.

«Бэтмен» присоединился к списку, в который входят «Человек дождя» (Rain Man), «Дик Трейси» (Dick Tracy), «Роковое влечение» (Fatal Attraction) и «Поездка в Америку» (Coming to America), и стал пантеоном фильмов-хитов, бухгалтерская отчетность которых находится в постоянном режиме исправлений, в то время как валовые сборы превысили 100 миллионов долларов.

По мнению экспертов в области бухгалтерии голливудских фильмов, надежды «Бэтмена» на чистую прибыль являются жертвами одного и того же печально известного голливудского демона: «изменяемой» точки безубыточности (rolling break-even point/rolling break), как ее называют в индустрии. В запутанном мире голливудской бухгалтерии расходы и проценты могут увеличиваться с каждым дополнительным заработанным долларом, изменяя, таким образом, точку безубыточности фильма.

«Изменяемая» точка безубыточности означает, что точка безубыточности меняется после выхода фильма в зависимости от выплат, сделанных актерам. Картина с большой прибылью, в которой участвует звездный актер, режиссер или продюсер, никогда не считается студийной бухгалтерией безубыточной», утверждает Алекс Бен Блок (Alex Ben Block), исполнительный редактор специальных разделов газеты The Hollywood Reporter.

В случае с «Бэтменом», очевидно, были заключены контракты с актерами и продюсерами, по которым они получали высокие проценты от общих валовых сборов фильма, что шансы на то, что фильм когда-либо покажет чистую прибыль, практически равны нулю. Самый кассовый фильм всех времен, «Инопланетянин» (E.T.: the Extra-Terrestrial), заработал в американском прокате для Universal Pictures 399,8 миллионов долларов.

Согласно финансовым отчетам двух исполнительных продюсеров «Бэтмена» – Бенджамина Мелникера (Benjamin Melniker) и Майкла Услана (Michael Uslan), общая валовая выручка от проката, телевидения, продажи видеокассет, записей и мерчендайзинга составила 253 миллиона долларов до того, как Warners начала учет дополнительных расходов. Первый транш, который был получен – это оплата студии за дистрибуцию в размере около 35%, или 80 миллионов долларов.

«Дистрибьюторский сбор» (distribution fee) – базовая ставка, обычно в диапазоне от 30% до 40%, который студии взимают с фильма, прежде чем покрыть остальные расходы на фильм.

Пирог «Бэтмена», таким образом, начали разрезать следующим образом.

Расходы включали:

  • 9 миллионов долларов на печать фильма;

  • 1,1 миллиона на монтаж, дубляж, субтитры и допечатную подготовку;

  • 62,4 миллиона на рекламу;

  • 4,7 миллиона на налоги, пошлины, таможенные сборы;

  • 2,1 миллиона на выплаты торговым ассоциациям;

  • 1,4 миллиона на фрахт, перевозку и страхование;

  • 1,6 миллиона на сверки, инкассацию и прочие расходы;

  • 1,6 миллиона на оплату услуг гильдий, профсоюзов и вспомогательных платежей.

Даже с учетом этих расходов двухчасовая борьба Бэтмена и Джокера за господство в Готэм-сити (Gotham City) принесла 87 миллионов долларов чистой выручки.

Но в самом низу отчета Мельникер-Услана, словно сам Джокер, притаился еще один пункт под названием «инвестиции и прочие отчисления» (investment and other deductions).

Самым крупным вычетом по «Бэтмену» является стоимость его производства и авансы, которые студия выплатила участникам фильма, среди которых были Николсон, Китон, режиссер Тим Бертон (Tim Burton) и продюсеры фильма Джон Питерс (Jon Peters), и Питер Губер (Peter Guber). Согласно отчету Мельникер-Услана, общая сумма по этой статье «Бэтмен» составила 112 миллионов долларов.

Второй отчет о прибыли, выданный покойному Уоррену Скаарену (Warren Skaaren), который был одним из сценаристов «Бэтмена», разбивает производственные затраты на фильм до 53,5 миллионов – почти на десять миллионов меньше, чем Warners потратила на рекламу. Студия также придерживается практики начисления процентов на всю стоимость производства, что еще больше повышает точку безубыточности. По состоянию на 30 сентября студия начислила 10,8 миллиона долларов в виде процентов.

Несмотря на начисление процентов и высокую стоимость производства, «Бэтмен» мог бы показать чистую прибыль, если бы те, кто заключал контракты на производство фильма, не предоставили актерам «Бэтмена», в частности Николсону, сделки с процентом от валовой прибыли.

Помимо аванса в размере 6 миллионов долларов, актер заключил одну из самых роскошных сделок в истории Голливуда: 15% от валового сбора со специальной оговоркой, увеличивающей его долю до 20% в случае повышенных кассовых сборов – таким образом, доходы Николсона составили более 50 миллионов долларов США от производственных затрат «Бэтмена».

Китон, Губер, Питерс и Бертон, по сообщениям, получили аналогичные выплаты, которые были включены в стоимость производства фильма.

В общей сложности участники, получившие валовую прибыль, забрали из сборов «Бэтмена» порядка 60 миллионов долларов.

В итоге участники проекта, включая двух исполнительных продюсеров Мельникера и Услана, которые изначально задумали проект, а также сценаристов Сэма Хэма (Sam Hamm) и наследников покойного Уоррена Скаарена, умершего от рака костей, считают, что убытки «Бэтмена» составляют 35,7 миллиона долларов, а их доля в чистой прибыли равна нулю.

Итоги «Бэтмена» на сентябрь, 1990 г.

Валовые сборы: 253,4 миллиона долларов

Комиссионные за распространение: 80,4 миллиона долларов

Реклама: 62,4 миллиона долларов

*Авансы: 112 миллионов долларов

Проценты: 10,9 миллиона долларов

Прочие расходы: 23,5 миллиона долларов

Итого: - 35,8 миллиона долларов

Перевод статьи A Blockbuster Deficit : ‘Batman’ Accounts Show a $35.8-Million Deficit for the Warners Hit That Grossed $253.4 Million; the Film May Never Show Profit

Тэги: Кино

13.05.2022

Alexander (c) Stikhin