Как необоснованные расходы и фильм Остров головорезов уничтожили компанию Carolco Pictures


Компания Carolco Pictures была основана Эндрю Вайной (Andy Vajna) и Марио Кассаром (Mario Kassar) как независимая кинокомпания, и, по их собственным словам: «С момента первичного публичного размещения акций компании Carolco в 1986 году, главной целью Carolco было производство нескольких «знаковых» фильмов для мирового проката каждый год».

Вайна покинул компанию в 1989 году, чтобы создать компанию Cinergi, которая имела ту же модель финансирования фильмов, что и Carolco – совместными усилиями эти компании собирали большие бюджеты, комбинируя предварительные продажи зарубежным дистрибьюторам, инвестиции в акционерный капитал от самой компании Carolco и продажу крупной студии прав на прокат в США. Для привлечения зарубежных и американских дистрибьюторов к инвестированию в проекты, находящиеся на стадии разработки, Carolco Pictures использовала в проектах актеров из списка «А», предлагая им огромные выплаты и выгодные сделки, с которыми не могли сравниться даже студии. Поэтому, как только им удавалось заполучить Арнольда Шварценеггера (Arnold Schwarzenegger), Сильвестра Сталлоне (Sivlestr Stallone) или Майкла Дугласа (Michael Douglas), инвесторы спешили вложить деньги в будущий фильм. Логика финансирования кажется вполне здравой, но это не так, и была обречена на провал.

Все первоначальные инвестиции дистрибьюторов, а затем и маркетинговые расходы должны были возвращены в полном объеме, прежде чем Carolco получила бы процент от полученной выручки, а затем происходили вычеты по дополнительным сделкам с актерами, продюсерами и режиссерами, которые заключались для запуска проекта. По сути, большинство фильмов Carolco должны были собрать огромную кассу в прокате и на домашнем видео, чтобы выйти на реальную прибыль. И у компании Carolco был короткий период, когда она действительно выпустила несколько фильмов, принёсших огромные деньги: «Вспомнить всё» (Total Recall, 1990), Терминатор 2 (Terminator 2, 1991) и «Основной инстинкт» (Basic Instinct, 1992), но даже получив сотни миллионов прибыли от этих фильмов, компания Carolco получила лишь малую часть прибыли.

Terminator 2 был одним из самых прибыльных фильмов в истории кино, и после учета всех дополнительных доходов прибыль Carolco составила около 45 миллионов долларов. Компания Tri-Star, например, вложила в этот фильм 15 миллионов долларов и получила более 70 миллионов долларов прибыли. Солидный, но не рекордный по кассовым сборам фильм не приносила Carolco никакой прибыли.

Зачем же тогда вообще существовала компания, у которой нет долгосрочной стратегии? Конечно же, для разбазаривания ресурсов, банковских кредитов и надувания акционеров, которые вообще-то должны были интересоваться делами компании, прежде чем покупать акции корпорации, которая не имела возможности реального заработка. Когда Carolco за счет банковских кредитов буквально купалась в деньгах, Кассар получал семизначную зарплату, семизначный бонус по окончании съемок фильма, восьмизначные опционы на акции, огромную корпоративную субсидию на «непредвиденные» расходы, а затем и экстравагантные вещи, такие как частный самолет. Огромные деньги были также потрачены на шестидесятиметровую яхту, на которой он отправился в Канны в 1991 году, чтобы устроить там грандиозную вечеринку, огромные накладные расходы на штаб-квартиру, абсурдные подарки богатым знаменитостям (Шварценеггеру подарили самолет Gulfstream III стоимостью 12 миллионов долларов), а также миллионы и миллионы, которыми одаривали других руководителей Carolco. Вся верхушка компании получала неприличные суммы денег за управление бизнесом, который скоро потерпит крах, и в значительной степени была застрахована от его неизбежного банкротства. Да, времена идут, но человеческая природа не меняется.

Даже с учетом огромных продаж Total Recall в 1991 году и прибыли от Terminator 2 компания Carolco объявила об убытках в размере 265,1 миллиона долларов в 1991 году. После выхода своего самого большого хита руководство компании понимало, что их дни сочтены, что привело к пересмотру планов на будущее.

Ниже мы рассмотрим несколько последних крупных фильмов, которые выпустила компания Carolco, пока легендарный провал «Острова головорезов» (Cutthroat Island) окончательно не утащил Carolco на дно.
 

1. Chaplin / Чаплин (1992)


Контракт на производство биографического фильма Ричарда Аттенборо (Richard Attenborough) о Чарли Чаплине (Charlie Chaplin) изначально был подписан с компанией Universal, но за несколько дней до начала съемок студия отменила проект из-за высокого бюджета, проблем со сценарием и того, что Роберт Дауни-младший (Robert Downey Jr) не был востребованным актером на тот момент. В итоге компания Universal потратила 9 миллионов долларов на подготовительные работы.

Примерно через 10 месяцев после того, как «Чаплин» был отправлен на доработку, проект взяла на себя компания Carolco. Фильм, бюджет которого составил 37 миллионов долларов, принес Дауни-младшему номинацию на премию «Оскар», но оказался коммерческим провалом. Фильм «Чаплин» собрал всего 9 493 259 долларов и принес миллионные убытки компании Carolco и её партнерам.

В начале 1992 года компания Carolco получила хорошую прибыль от проката «Основного инстинкта», «Универсального солдата» (Universal Soldier), «Терминатора 2» и «Вспомнить все», но всё равно понесла убытки в размере 88 миллионов долларов в 92-м году.

2. Cliffhanger / Скалолаз (1993)


После того, как за два года компания Carolco потеряла более 350 миллионов долларов, она продолжала идти ко дну, даже несмотря на получение дополнительного финансирования в размере 112 миллионов долларов от японской компании Pioneer Electronic Corporation, французской Canal Plus, итальянской Rizzoli Editore и MGM – полученных денег хватило на продолжение деятельности и щедрые выплаты Кассару и другими руководителями идущего под откос поезда.

Единственным релизом Carolco в 1993 году стал фильм «Скалолаз» (Cliffhanger), за который Сталлоне заплатили 15 миллионов долларов, при начальном бюджете в 47 миллионов долларов. Из-за погодных условий и логистических трудностей бюджет превысил согласованную сумму на 26 миллионов долларов и достиг 73 миллиона долларов. В итоге «Скалолаз» собрал 84 миллиона долларов в США и 171 миллион долларов за границей, что составило 255 миллионов долларов. Этот блокбастер не принес компании Carolco никакой прибыли, и в своем финансовом отчете за 1995 год компания указала: «По состоянию на 31 марта 1995 года не было никаких поступлений от проката фильма «Скалолаз».

В 1993 году убытки компании Carolco составили 64 миллиона долларов. Компания также попала в юридические неприятности с гильдиями после того, как задолжала профсоюзам более 15 миллионов долларов.

3. Wagons East! / Путешествие на Восточное побережье (1994)


К 1994 году компания едва сводила концы с концами, но Кассар и руководители продолжали получать солидные зарплаты и льготы. Джон Кэнди (John Candy), к сожалению, умер во время съемок фильма, и его смерть в итоге спасла Carolco от бОльшей части финансовых потерь – страховая компания выплатила Carolco почти 13 миллионов долларов, а затем ещё 1,5 миллиона, что покрыло бОльшую часть их инвестиций, тогда как иностранные инвесторы по-прежнему продолжали вносить свою долю в производства фильма. В итоге картина получила плохие отзывы и собрала в прокате всего 4,5 миллиона долларов. Всего же в 1994 году компания Carolco показала убыток в 43,5 миллиона долларов.

4. Шоугёлз / Showgirls (1995) и Крестовый поход / Crusade (отменен) и Лолита / Lolita (1997)


Все резервы Carolco были исчерпаны, и у них оставалось несколько проектов на разных стадиях разработки: Шоугёлз / Showgirls, Крестовый поход / Crusade и Лолита / Lolita – далеко не лучшие проекты для компании, находящейся на грани ликвидации. Carolco также занималась продажами «Звездных врат» (Stargate), но не финансировала их, что принесло ей некоторую прибыль.

После того как Пол Верховен (Paul Verhoeven) выпустил два своих самых больших хита – «Вспомнить все» и «Основной инстинкт», у него в работы было ещё два фильма: печально известные «Шоугерлз» и «Крестовый поход» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Фильм «Шоугерлз» должен был выйти на экраны первым, а стоимость «Крестового похода» превышала 100 миллионов долларов, но у Carolco не было денег, чтобы организовать производство этих фильмов. Поэтому было принято решение продать «Шоугерлз» и «Лолиту», отменить «Крестовый поход», а все полученные средства направить на производство фильма «Остров головорезов».

Компания Carolco в итоге продала два своих фильма по себестоимости – предварительные расходы на «Шоугерлз» составили 9,6 миллиона долларов, на «Лолиту» было потрачено 3,8 миллиона долларов, а на фильм «Крестовый поход» было потрачено порядка 13 миллионов долларов, включая выплаты Арнольду Шварценеггеру (все расходы на «Крестовый поход» прошли по статье «убытки»).

5. Cutthroat Island / Остров головорезов (1995)


В условиях надвигающегося банкротства руководство Carolco осознавало, что «Остров головорезов» станет последним фильмом, который будет выпущен, если только они смогут его профинансировать. Конечно, большим стимулом для Кассара завершить работу над фильмом стал гонорар, который он получит после окончания съемок фильма. Они заключили сделку с Pioneer, чтобы получить аванс от будущих продаж вспомогательных материалов для «Терминатора 2» и «Скалолаза», и все эти доходы планировалось направить на съемки нового фильма. Были проданы самолет компании и другие активы компании, что наряду с продажей «Шоугерлз» и «Лолиты» позволило Carolco обеспечить финансирование фильма «Остров головорезов».

Первоначально стоимость крупнобюджетного пиратского фильма должна была составить 65 миллионов долларов, но из-за проблем со съемками и повального идиотизма (much idiocy) расходы росли как на дрожжах. Carolco вложила в картину 47,5 миллионов долларов, а остальная сумма была получена от их обычной модели предпродажного финансирования.

Фильм был задуман как средство раскрутки звезды «Основного инстинкта» Майкла Дугласа, которому предложили 13 миллионов долларов. Режиссеру Ренни Харлину (Renny Harlin), который ранее снял для Carolco «Скалолаза», заплатили 5,5 миллионов долларов, а его жена Джина Дэвис (Geena Davis) также получила 5,5 миллионов долларов. Харлин начал переделывать сценарий в пользу Дэвис, и Дуглас вышел из проекта. Предварительные продажи не рухнули после его ухода, потому что фильм был продан заранее.

Сразу же начались проблемы со съемочной группой, которая была отправлена на Мальту. Художественный отдел должен был добавить фасады к более чем 300 метрам зданий вдоль набережной на Мальте, а также возвести огромные декорации, но Харлин остался, чтобы провести кастинг на замену Дугласу, и так и не полетел на Мальту, чтобы дать указания съемочной группе. В связи с растущей обеспокоенностью съемочной группы тем, что режиссер не дает никаких указаний о том, чего он на самом деле хочет, Харлин во всей своей мудрости послал съемочной группе следующее сообщение: «Когда проблемы с кастингом будут решены и я прибуду на Мальту, я хочу увидеть самые впечатляющие и поражающие воображение декорации, самый интересный и необычный реквизит, и особенно оружие и спецэффекты, которые заставят зрителей задохнуться от восторга, и трюки, о которых никто раньше и не думал. Ни одна сцена, которую вы уже видели в кино, не будет достаточно хорошей – любая идея, которая уже использовалась ранее, должна быть переосмыслена и усилена в 10 раз».

Художественный отдел, очевидно, не стал переделывать свою работу 10 раз, и когда Харлин в конце концов прибыл на Мальту, он заставил их переделать свою работу с огромными затратами. На замену Дугласу был нанят Мэтью Модайн (Matthew Modine), а Дэвис после провальных «Энджи» (Angie) и «Безмолвия» (Speechless).

Бюджет быстро вырос до 80 миллионов долларов и увеличивался за счет переписывания сценариев, съемочной группы, страдающей желудочными заболеваниями, травмированного (и замененного) кинооператора, лошадей, доставленных из Австрии, пожара на одном из кораблей, строительство которого обошлось в 1 миллион долларов, и т.д. – окончательная стоимость «Острова головорезов» оценивается в 98 миллионов долларов. Компания International Film Guarantors взяла на себя ответственность за перерасход средств, и «Остров головорезов» стал самым дорогим фильмом в истории.

Из-за проблем со съемками фильм был отложен от ожидаемого релиза летом 1995 года и был запланирован на рождественские каникулы. MGM занималась выпуском фильма на территории Соединенных Штатов и по согласованию к Carolco взяла на себя расходы по проведению рекламной кампании и печати копий фильма на территории США. На рекламу и печать копий фильма было потрачено 18 миллионов долларов, что примерно на один миллион долларов меньше, чем на средний студийный фильм, и намного меньше, чем тратится на маркетинг мега-бюджетной картины.

«Остров головорезов» стал (на тот момент) самым большим провалом в истории кино, собрав за три недели порядка 10 миллионов долларов, а после того, как кинотеатры получили свой процент от сборов, осталось чуть более 5 миллионов долларов. Репутация фильма была настолько токсичной для публики, что прокат и продажа видеокассет не должны были принести более 15 миллионов долларов. Каждый инвестор потерял свои инвестиции, и ожидалось, что «Остров головорезов» станет первым фильмом, потерявшим не менее 100 миллионов долларов после учета всех расходов на маркетинг. Кассар получил свой гонорар в миллион долларов за то, что довел до конца самую большую кинобомбу всех времен.

Перевод статьи How Corporate Looting And ‘Cutthroat Island’ Destroyed Carolco Pictures

Тэги: Кино

12.05.2022

Alexander (c) Stikhin