Безос, Брэнсон, Маск: что нужно знать о новой космической гонке



Три миллиардера, владеющие частными компаниями по космическим полетам, соревнуются в стремлении запустить себя (и свое эго) к звездам.


Космическая гонка прошлого века была соревнованием между великими державами мира и испытанием их идеологий –  передним краем всей холодной войны между капиталистическими Соединенными Штатами и социалистическим Советским Союзом.

Старт гонке был дан в 1961 году, когда президент Джон Кеннеди (John F Kennedy) взял на себя обязательство «достичь цели до конца этого десятилетия – высадить человека на Луну и благополучно вернуть его на Землю», а завершилась гонка победой США 24 июля 1969 года, когда экипаж корабля «Аполлон-11» благополучно упал в Тихий океан.


Blue Origin, Virgin Galactic и SpaceX разработали свои космические аппараты



Как высого планируют забраться космические путешественники


В сегодняшней гонке нет таких ставок. Ценности будущего не являются предметом спора – это всего лишь эго трех миллиардеров. Двое из них собираются использовать свои частные компании по космическим полетам для запуска себя с этой планеты в течение следующих нескольких недель и вот что нужно про них знать:

Сэр Ричард Брэнсон (Sir Richard Branson)

Возраст: 70 лет

Состояние (оценка): $5,8 млрд

Компания: Virgin Galactic

Дата запуска: 11 июля

«Моя мама учила меня никогда не сдаваться и стремиться к звездам», заявил сэр Ричард Брэнсон, объявив, что он будет одним из первых, кого его компания по космическим полетам запустит в полет.

К сожалению, почти трехчасовая миссия Virgin Galactic не только не дотягивает до звезд, но и не дотягивает до космоса, по крайней мере, согласно международному определению.


Сэр Ричард Брэнсон - владелец компании Virgin Galactic

VSS Unity – это космический самолет (возможно, это просто самолет?), который запускается в воздухе с подвески самолета-носителя на высоте около 15 км, а затем взлетает на высоту около 80 км, позволяя пассажирам в течение примерно шести минут ощущать почти невесомость и мельком увидеть кривизну Земли.

Проблема для сэра Ричарда заключается в том, что Международная федерация аэронавтики (Federation Aeronautique Internationale, FAI) определяет границу между атмосферой Земли и космосом как 100 км над средним уровнем моря, так называемую линию Кармана (Karman Line), что на 20 км выше, чем он собирается пролететь.


Технически VSS Unity не достигает космоса

Определение границы космоса является несколько сложной задачей. Атмосфера Земли не заканчивается внезапно, а становится все более тонкой на больших высотах. Если говорить очень просто, то решение физика Теодора фон Кармана (Theodore von Karman) заключалось в определении границы космоса как самой высокой точки, на которой самолет может лететь, не достигая орбитальной скорости.

В то время как сам Карман и FAI считают эту высоту 100 км, на стороне сэра Ричарда – ВВС США (US Air Force) и НАСА (NASA). Эти организации определяют границу космоса на высоте 80 км над средним уровнем моря, отчасти потому, что определение на высоте 100 км усложнит для США вопросы, связанные с самолетами наблюдения и разведывательными спутниками – хотя Министерство обороны США придерживается определения FAI.

Неясно, попадает ли это определение в мелкий шрифт билетов для клиентов Virgin Galactic, но в конечном итоге компания планирует осуществлять несколько рейсов космического туризма в год и уже имеет более 600 клиентов по 250 000 долларов за место, включая Джастина Бибера (Justin Bieber) и Леонардо Ди Каприо (Leonardo DiCaprio).


Джеффри Безос (Jeffrey Bezos)

Возраст: 67 лет

Состояние (оценка): $198 млрд

Компания: Blue Origin

Дата запуска: 20 июля

«С тех пор как мне было пять лет, я мечтал о путешествии в космос. 20 июля я отправлюсь в это путешествие вместе со своим братом», сказал Джефф Безос, объявляя о своем месте в путешествии на край космоса.


Джефф Безос - владелец компании Blue Origin

Ракета New Shepard компании Blue Origin способна действительно туда добраться, максимальная высота полета которой составляет более 100 км, но как высоко она доставит своих четырех пассажиров, пока не ясно.

Этими пассажирами будут Джефф Безос, его брат Марк (Mark Bezos), таинственный покупатель, заплативший за место на аукционе 28 млн. долларов, и 82-летняя Мэри Уоллес «Уолли» Фанк (Mary Wallace «Wally» Funk), женщина, которая в 1960-х годах прошла подготовку астронавтов, но ей было отказано в возможности полете в космос из-за ее пола.

Приглашение Уолли Фанк позволило Брэнсону получить известную жертву гендерной несправедливости в космос, несмотря на то, что ранее она внесла деньги за полет с Virgin Galactic.

Джефф Безос пригласил Уолли Франк присоединиться к его полету

Для того чтобы поднять пассажиров на необходимую высоту, потребуется три минуты, после чего у них будет еще три минуты, чтобы насладиться внезапной невесомостью. Им будет позволено отстегнуть ремни безопасности и поплавать, а также рассмотреть кривизну Земли через один из иллюминаторов капсулы. Спустя чуть более 10 минут после запуска космический корабль приземлится на Землю.

Полет 20 июля будет приурочен к годовщине высадки на Луну в 1969 году, но в отличие от миссий Apollo, пилотировать модули будет не человек. Вместо этого космический корабль New Shepard компании Blue Origin полностью автономен и будет следовать запрограммированному графику полета, прежде чем вернуться на Землю на парашюте.

Компания заявила, что рассчитывает в будущем продавать места на большее количество туристических полетов, но пока неясно, как это будет происходить, а билеты на New Shepard еще не поступили в общую продажу.

Илон Маск (Elon Musk)

Возраст: 50 лет

Состояние (оценка): $167 млрд

Компания: SpaceX

Дата запуска: неизвестно

«Я хочу умереть на Марсе, но только не от удара», сказал однажды Илон Маск, хотя он не объявлял о своем непосредственном намерении отправиться в космос.


Илон Маск - владелец компании SpaceX

В отличие от Безоса и Брэнсона, частная компания Маска по космическим полетам SpaceX имеет долгую и успешную историю запуска полезных грузов на расстояние, превышающее 100 км.

SpaceX объявила, что к концу года запустит на орбиту гражданскую миссию, пассажиры которой будут вращаться вокруг планеты до четырех дней, прежде чем вернуться на Землю.

Все четыре места в экипаже были оплачены Джаредом Айзекманом (Jared Isaacman), основателем компании Shift4 Payments, который отказался раскрыть стоимость полета.

Два из этих мест Айзекман передаст в дар Детской научно-исследовательской больнице Апостола Фаддея (St Jude Children's Research Hospital) в Мемфисе – одно из них получит сотрудник больницы, а другое будет разыграно среди населения. Он надеется собрать для больницы 200 млн. долларов, наряду с собственным пожертвованием в размере 100 млн. долларов.

Сам Илон Маск не упоминал о полетах в рамках этой миссии, хотя он давно озвучил план путешествия на Марс, который главный британский астрофизик лорд Мартин Рис (Lord Martin Rees) назвал опасным заблуждением.


Терраформирование Марса от SpaceX

Еще в 2016 году Маск изложил свое видение создания колонии на Марсе "еще при нашей жизни" – первая ракета доставит людей на Красную планету к 2025 году.

В течение многих лет компания использовала в своих рекламных материалах изображение терраформированной (похожей на Землю) марсианской поверхности. Однако исследование, проведенное НАСА и опубликованное в 2018 году, опровергло эти планы как невозможные при сегодняшних технологиях.

Недавно Маск написал в твиттере, что считает «возможным создать самодостаточный город на Марсе к 2050 году, если мы начнем через пять лет», но пока SpaceX не планирует никаких полетов на планету.

Перевод статьи Bezos, Branson, Musk: What you need to know about the new space race

Alexander (c) Stikhin