Почему Советский Союз так и не добрался до Луны?

С помощью ракеты N1 русские попытались достичь Луны, но не смогли.


3 июля 1969 года, всего за 17 дней до того, как Нил Армстронг (Neil Armstrong) и Базз Олдрин (Buzz Aldrin) ступили на лунную поверхность, СССР предпринял вторую попытку испытательного запуска собственной лунной ракеты, известной как Н1.

Официального объявления о секретной миссии не было сделано, но во время последующих пролетов над советским полигоном в Тюратаме, Казахстан, американские спутники-шпионы зафиксировали полное разрушение одной из двух стартовых площадок, на которых, как известно, размещалась лунная ракета.

Советский Союз не знал об этом в то время, но его надежды достичь Луны также закончились на этой стартовой площадке в 1969 году.

Без шансов на успех


История советской ракеты Н1 и лунной программы в СССР до сих пор окутана тайной, особенно по сравнению с программой «Аполлон» – по сей день историки спорят о том, как и почему новаторская советская космическая программа внезапно отстала в гонке на Луну и насколько она была устаревшей к тому моменту, когда Армстронг и Олдрин ступили на спутник Земли.

Правда в том, что ни один элемент не привел к полной остановке лунной программы Советского Союза. Позиция Кремля, пожинающего лавры после победы в гонке на орбиту Земли со «Спутником» и Гагариным, безусловно, сыграла свою роль. Внутреннее соперничество между руководителями советской космической программы – Сергеем Королевым, Валентином Глушко и Владимиром Челомеем – тоже не способствовало успеху.

Но уже в апреле 1961 года американские политики выделили лунную экспедицию как то, чего США, скорее всего, достигнут раньше СССР, в силу американского экономического и технологического превосходства.

Добавьте к этому вялую поддержку гражданской космической программы со стороны советских военных, которые в значительной степени контролировали финансирование ракетной промышленности, и станет ясно, что у советских инженеров никогда не было шансов опередить НАСА на Луне.

Бесконечная история


Даже спустя полвека после этих событий до нас до сих пор доходит информация о масштабных и многогранных советских усилиях по высадке людей на Луну.

Только в 2015 году преемник конструкторского бюро ОКБ-1, разработавшего гигантскую ракету Н1, опубликовал детали советской программы освоения Луны, напоминающие мучительный путь к окончательному проекту миссии в проекте «Аполлон».

Документы от апреля 1963 года свидетельствуют о том, что советские инженеры завершили анализ 26 различных сценариев лунной экспедиции и смогли свести их к четырем различным архитектурам, которые нуждались в более детальном изучении, прежде чем можно было выбрать окончательный вариант. В ретроспективе поразительно видеть, насколько далеки от окончательной архитектуры были эти четыре сценария с их не слишком реалистичными надеждами на многочисленные запуски суперракет, еще не опробованные процедуры стыковки и амбициозные дозаправки на орбите Земли.

Для сравнения, в середине 1962 года отцы проекта «Аполлон» уже склонялись к использованию «Трассы Кондратюка» как ключевому элементу сценария полета и архитектуре с одним стартом, сокращая, тем самым, время разработки ракеты Saturn V для миссий «Аполлон».

Даже на этой ранней стадии, когда от Кремля ещё не требовались серьезные денежные и материальные вложения, советские инженеры отставали от американских почти на год, и с тех пор отставание лишь нарастало.

Различные споры об использовании топлива и конструкции будущей лунной ракеты, а также разногласия внутри отрасли осложнили и задержали советскую лунную программу – только в 1964 году советские инженеры получили необходимое политическое согласие на участие в лунной гонке, но было уже слишком поздно.

В течение следующих четырех лет многочисленные технические проблемы и несовершенные лётные испытания увеличивали разрыв между «Аполлоном» и советским соперником.

Большая стройка

На этапе постройки ракеты СССР также столкнулся с географическими проблемами – например, стартовая площадка в Тюратаме находилась далеко от морских портов, а значит, сборку разгонных ступеней для лунной ракеты пришлось бы перенести в засушливые степи Казахстана – вместе с целой армией рабочих.

Наконец, смертельный удар по лунным амбициям Кремля нанесла главная двигательная установка ракеты Н1, которую изначально планировалось оснастить двигателями тягой до 600 тонн, но отсутствие необходимого оборудования и времени заставило конструкторов остановиться на гораздо меньшем 150-тонном двигателе. Это означало, что для подъема чудовищного аппарата с площадки потребуется 24, а когда этого оказалось недостаточно, 30 двигателей, которые должны были работать в синхронном режиме.

От строительства установки для статических испытаний, которая позволила бы инженерам настраивать капризный многомоторный кластер на земле, также отказались ради экономии времени и денег – поэтому, когда совершенно новые двигатели были смонтированы, они должны были работать на настоящей ракете в реальном полете.

Но этого не произошло.

Во время первой попытки запуска 21 февраля 1969 года аппарат потерпел неудачу через одну минуту и восемь секунд полета из-за отказа двигательной установки. Руководители проекта были разочарованы, но не обескуражены – в конце концов, никто не погиб, стартовая площадка осталась целой, а ракета действительно продемонстрировала способность летать (по крайней мере, на высоте 30 километров).

Действительно, многие советские ветераны проекта Н1 пережили впечатляющие неудачи стольких предыдущих ракет, что это можно было считать почти хорошей новостью. Поэтому советская команда как можно скорее приступила ко второй попытке запуска Н1.

Вторая ракета Н1, получившая обозначение , была смонтирована на площадке летом 1969 года, после того как «Аполлон-9» и «Аполлон-10» уже завершили финальные прогоны перед реальной попыткой высадки на Луну – на горизонте маячила американская победа. В то время как шестая ракета Saturn V, предназначенная для полета Аполлона 11, проходила проверку на мысе Канаверал (Cape Canaveral), вторая ракета Н1 достигла стартовой площадки.

Ракета Н1 5Л взлетела в ночь с 3 на 4 июля 1969 года.

Когда он поднялся на высоту около 100 метров, всего через 10,5 секунд после взлета от его хвостовой части отвалились несколько ярких кусочков. Затем колосс как бы застыл в воздухе и начал крениться на бок. На острие ракеты сработали двигатели аварийного покидания, и капсула, предназначенная для перевозки экипажа из двух человек, погрузилась в темноту. Поскольку система управления полетом была парализована взрывом двигателя, гигантская ракета не смогла направить себя вниз и упала на стартовую площадку с большей частью топлива.

Мощный взрыв почти полностью уничтожил половину двухпускового стартового комплекса, строительство которого заняло несколько лет. Некоторые фрагменты ракеты были найдены на расстоянии шести миль, а в зданиях, расположенных почти в четырех милях от стартовой площадки, были выбиты стекла.

Сворачивание запусков


Неудача второго запуска предопределила судьбу СССР в лунной гонке и поставила вопрос о том, будет ли советский космонавт когда-либо ходить по Луне. В последующие несколько лет было предпринято ещё две неудачные попытки запуска Н1 (хотя и не такие разрушительные), прежде чем советское правительство закрыло программу в июне 1974 года.

Советская космическая программа продолжала вносить большой вклад в освоение космоса человечеством, включая знаменитую ракету «Союз», но мечта о советском космонавте на Луне умерла на казахстанской стартовой площадке летом 69-го года.

Перевод статьи Why Didn't the Soviets Ever Make It to the Moon?

Тэги: Высадка на Луне

20.05.2022

Alexander (c) Stikhin