Операция ЦРУ по получению данных о советских ракетах


В разгар войны во Вьетнаме зенитно-ракетные комплексы С-75 «Двина» (по классификации НАТО – SA-2 Guideline) эффективно боролись с американскими ВВС, но при помощи флота беспилотников-смертников ЦРУ одержало победу над страшным советским оружием



13 февраля 1966 года высотный разведывательный самолет совершал сверхсекретный полет над Вьетнамом, но ПВО Северного Вьетнама засекли профиль самолета-разведчика U-2 на подлете к Ханою. По самолету-разведчику была выпущена ракета из установки С-75 «Двина», превратившая цель в огненный шар из металла, и через несколько секунд миссия была завершена.        

Произошедшая стычка стала бы явной победой северовьетнамцев, но печальная судьба разведывательного дрона была известна заранее, а его главной задачей была запись деталей радиолокационного слежения за ракетой, систем наведения и срабатывания боеголовки и передача собранных данных в командный центр.

В течение трех лет ЦРУ планировало миссию под кодовым названием United Effort, надеясь получить данные при помощи беспилотника – предыдущие попытки получения данных при помощи беспилотников неизменно заканчивались провалом, но может в этот раз повезет?

ЗРК С-75 «Двина»

Советские зенитно–ракетные комплексы


Ракеты класса «земля-воздух» с радиолокационным наведением, или ЗРК, представляли собой растущую угрозу для американских самолетов во Вьетнаме. В 1964 году, в самом начале участия США в боевых действиях, во Вьетнаме было всего шесть радаров, к 1967 году их стало почти 500.

США отчаянно пытались получить данные о работе ракет и радаров, которые их наводили, но северовьетнамские операторы радаров довольно ловко отбивали такие попытки. Иногда они включали свои установки только тогда, когда появлялась цель, а иногда они отслеживали самолет с помощью одного типа радара, а затем включали второй, чтобы навести ракету в последний момент. Сами ЗРК также были хорошо спрятаны и часто перемещались, что затрудняло их обнаружение и атаку.

Ракета С-75 «Двина», так же известная как SA-2 Guideline, являлась наиболее часто используемой системой ПВО в истории, и знаменита тем, что с её помощью в 1960 году был сбит U-2, пилотируемый Фрэнсисом Гэри Пауэрсом (Francis Gary Power). Ракета пусковой установки С-75 «Двина» из-за своих огромных размеров (10 метров в длину и один метр в диаметре) часто называлась «летающим телеграфным столбом». Ракета несла осколочную боеголовку весом 180 килограммов, а её скорость составляла более 3 Махов.

F-105 через несколько минут после поражения ракетой класса "земля-воздух" SA-2. Справа виден горящий самолет.

Эффективность ЗРК С-75 «Двина» заключалась в том, что ей не требовалось прямое попадание в самолет – достаточно было подойти на расстояние нескольких сотен метров к цели, и её осколки действовали подобно выстрелу из крупнокалиберного ружья. Благодаря эффективности Советский Союз поставлял ЗКР С-75 «Двина» коммунистическим режимам на Кубе, в Северной Корее и Северном Вьетнаме.

Но, сами того не зная, конструкторы советских ракет заложили в них изъян, которым, по мнению ЦРУ, можно было воспользоваться – С-75 «Двина» подрывала свою боеголовку с помощью бесконтактного взрывателя, который обнаруживал близлежащий самолет по отраженному радиосигналу. Если бы ЦРУ смогло выяснить характеристики радиоимпульсов взрывателя, то американские эксперты по электронике смогли бы создать контрмеры, чтобы заглушить или взорвать его на безопасном расстоянии.

Все попытки ЦРУ получить интересующую. информации успехом не увенчались – самолеты, пролетающие близко к местам расположения радаров, могли получить и передать только ограниченный объем информации. Американским агентам удалось получить переведенную копию учебного пособия по ЗРК С-75 «Двина», но, к сожалению, перевод был неполным и не давал ответов на технические вопросы.

В итоге оставался только один вариант получения необходимых данных – ВВС должны были засечь сигналы в реальном бою. Но как в этом случае уловить радиоимпульс, предназначенный для уничтожения самолета?

Ответ: послать беспилотники.
DC-130 перевозит два беспилотника Ryan Model 147SC

Длинные руки малых дронов


У ЦРУ было много оборудования для сбора данных электронной разведки (electronic intelligence, ELINT) на борту таких самолетов, как SR-71 Blackbird и U-2, но не было ничего достаточно компактного для использования в качестве малозаметного дрона. Поэтому инженеры компании, название которой до сих пор не разглашается в документах ЦРУ, уменьшили вес планера System X с 635 до 80 килограммов.

Стив Миллер (Steve Miller), который работал с этими беспилотниками в 99-й разведывательной эскадрилье (99th Reconnaissance Squadron) во Вьетнаме, утверждает, что снижение веса планера System X было серьезным упражнением по удалению избыточных компонентов. Инженеры упростили сложные антенны беспилотника и убрали всю аналитическую электронику – на дрон возлагалась задача сбора и передачи данных запуска ракет ЗРК.

«Полноценная версия System X была оборудование несколькими мультидиапазонными приёмниками и антеннами для работы с широким спектром частот, а облегченная дрон-версия была оснащена только однодиапазонным приемником и формирователем сигнала», утверждает Миллер.

Беспилотники-мишени Firebee под крылом самолета DC-130

Компания Ryan Aeronautical разработала беспилотный самолет-мишень Fire Fly с реактивным двигателем в 1948 году, создав различные версии для армии, флота и ВВС для испытания зенитных ракетных систем против реалистичной цели.

После того как U-2 Гэри Пауэрса сбили над Советским Союзом в 1960 году, ВВС понадобилась беспилотная альтернатива для выполнения разведывательных заданий над потенциально опасными территориями. После нескольких неудачных попыток ВВС пошли по простому пути, модифицировав беспилотник-мишень Ryan Firebee, удлинив фюзеляж для размещения фотоаппаратуры и дополнительного топлива. В 1964 году беспилотники были готовы к своей новой роли.

Базовая модель 147 или AQM-34 имела длину 7 метров, размах крыльев 4 метра и турбореактивный двигатель J69-T-29, развивающий тягу в 771 кгс, что обеспечивало максимальную скорость 1,126 км/ч. Самолет C-130 Hercules с операторами на борту перевозил и запускал два беспилотника – по окончании полета беспилотники спускались на парашютах и возвращались вертолётом.

Корпус был изготовлен из стеклопластика, а «невидимость» беспилотника была улучшена за счет добавления панелей, поглощающих излучение радара, и установки сетчатых экранов над воздухозаборником, что сделало его более трудно обнаруживаемым на радарах. Автопилот и навигационная система 147 летели по заранее запрограммированному курсу, но оператор на самолете-носителе также мог управлять беспилотником вручную по радиоканалу.

После завершения работ разработчики разместили оборудование в беспилотнике, получившем название System XVII. Затем аналогичное оборудование было установлено на три специальных беспилотника Ryan Model 147D, получивших кодовое название Long Arm – эти беспилотники должны были пройти тщательные летные испытания, чтобы подтвердить, что они могут летать из-за сопротивления, вызванного большими антеннами, необходимыми для проведения электронной разведки.

Поскольку предполагалась, что дроны не вернутся после вылета, обычный подход ЦРУ к анализу данных после завершения полета не работал – вместо этого Long Arm нужно было только перехватить и ретранслировать сигнал. Чтобы передать данные примерно за 200 миллисекунд, беспилотники должны были разделить их на несколько компонентов с помощью процесса, называемого «мультиплексированием», а находящийся в нескольких милях от них самолет RB-47H Stratojet, специально созданный для электронной разведки, должен был принять эти данные.

Дистанционное управление беспилотниками с помощью технологии 1960-х годов было непростой задачей. Миллер говорит, что техники летали на самолетах управления беспилотниками во время боевых вылетов для устранения неполадок. Условия в самолете управления DC-130также были довольно примитивными, там стояли стеллажи с оборудованием, известным как «линейные блоки замены» (Line Replacement Units, LRU), каждый из которых имел охлаждающий вентилятор, работающий на частоте 400 Герц.


«Вы могли стоять рядом с кем-то в оперативном отсеке, и чтобы вас услышали, вам приходилось кричать ему в ухо – мы постоянно были в наушниках», комментирует Миллер.

Когда выходил из строя вентилятор охлаждения, сразу же возникал риск перегрева. Миллер вспоминает, что в двух случаях, когда он слышал неровный звук вентилятора, означавший, что он вот-вот сдастся, ему приходилось действовать очень быстро. Оператор дрона не мог позволить потерять связь более чем на несколько секунд, иначе автопилот дрона перейдет в режим прерывания полета и полетит обратно в заранее обозначенную зону.

Необходимая процедура заключалась в том, чтобы найти неисправный блок, открутить две барашковые гайки и восемь винтов, удерживающих его на месте, с помощью отвертки, и вытащить блок, одновременно перерезая провода питания вентилятора с помощью плоскогубцев.

«После этого необходимо было вернуться на своё место, чтобы установить связь с микроволновой системой наведения (microwave command guidance system, MCGS) беспилотника», говорит Миллер.

DC-130 запускает дрон Ryan Model 147D

Хотя один из беспилотников Long Arm разбился во время испытаний, два других были отправлены на Кубу в 1963 году, где ракеты ЗРК С-75 «Двина» часто угрожали американским разведывательным полетам. Но маленькие беспилотники не были достаточно привлекательной целью, и кубинские ракетчики их полностью игнорировали.

Чтобы выглядеть достойной мишенью, инженеры оснастили беспилотники дополнительными устройствами, которые увеличивали радиоотражение беспилотника. В результате проведенных изменений конструкции беспилотники Long Arm стали похожи на самолеты-шпионы U-2 – цель, которую стоит ракеты ЗРК С-75 «Двина».

К тому времени, когда в 1964 году они снова были готовы к полету, политическая ситуация на Кубе изменилась. Вместо этого два оставшихся 147D отправились в Азию, чтобы попытать счастья в небе Северной Кореи. В конце концов операторы северокорейских радаров клюнули на наживку, но оба беспилотника были сбиты, не получив никакой важной информации.

По словам Миллера, проблема заключалась в том, что беспилотники летали слишком низко, а северокорейские операторы были слишком искусны в быстром отслеживании и захвате, что давало датчикам беспилотника слишком мало времени для реакции.

Дрон Ryan Model 147E

Высший пилотаж


Если полет на малой высоте не давал датчикам достаточно времени, то дроны Long Arm должны были летать выше.

ЦРУ заказало три новых беспилотника для радиоэлектронной разведки, получивших обозначение 147E, которые увеличили размах крыльев с 4,5 до 8 метров. Это значительное изменение означало, что 147E практический потолок увеличился на целых шесть километров, что давало им больше времени для реагирования на приближающиеся ракеты, а также выводило их из зоны досягаемости грозных перехватчиков МиГ-21.

И на этот раз они должны были летать над Вьетнамом, где у операторов было меньше опыта работы с ЗРК С-75 «Двина».

147E пережили свои первые полеты во Вьетнаме, но оборудование радиоэлектронной разведки продолжало сбоить. После дополнительного анализа в США инженеры обнаружили проблему с перегревом – беспилотники быстро оснастили аммиачной системой охлаждения, но, по словам Миллера, охлаждающая жидкость была настолько опасна, что наземным экипажам приходилось задерживать дыхание и убегать как можно быстрее, если происходила утечка.

В начале 1966 года во Вьетнаме возобновились полеты разведывательных дронов, и вскоре первый из новых беспилотников 147E снова был сбит, не получив ничего полезного – казалось, проект обречен на провал. Но 13 февраля 1966 года все изменилось.

«Это был великолепный вылет», так прокомментировал позднее Дейл Уивер (Dale Weaver), старший подрядчик проекта Ryan. Дрон 147E получил полный набор информации о радиолокационном наведении и взрывателе – он даже успешно зарегистрировал силу взрывной волны, которая уничтожила беспилотник. ВВС использовали полученные данные для разработки специального устройства, работающего в качестве глушителя – самолет, оборудованный данным устройством, становился «невидимым» для ракет ЗРК С-75 «Двина». Но как испытать такое устройство, не подвергая опасности пилотов? При помощи другого беспилотника, конечно.

Дрон Ryan Model 147F

Непростое решение


Инженеры Ryanоснастили глушителем одну модель 147, обозначенную как тип 147F. Эта схема была известна как Shoehorn (рожок для обуви), и инженер проекта Роберт Шванхауссер (Robert Schwanhausser) утверждал, что массивное электронное оборудование пришлось «буквально впихивать» в маленький беспилотник, «как ногу в неразношенную обувь». В июле 1966 года ВМС США совершили полет над Вьетнамом, приманивая ракеты, и аппарат привлек по меньшей мере одиннадцать ракет ЗРК С-75 «Двина», которые не смогли сбить его в течение нескольких полетов.

В конце концов дон был сбит двенадцатой по счету ракетой.

Проект Shoehornстал основой для комплекта противодействия AN/APR-26, установленного на американских самолетах, включая B-52 Stratofortress, F-4 Phantom II и C-130 Hercules. AN/APR-26 предупреждал самолет, который был замечен радаром, давая пилоту возможность изменить курс и выйти из зоны работы ПВО. Он также мог обнаружить включение радара, что указывало на приближение ракеты, и пилот мог совершить маневр.

На заключительном этапе атаки ЗРК, когда срабатывает взрыватель, предупреждающий сигнал увеличивает высоту тона и переходит на уровень звука сирены, сообщая пилоту, что пришло время маневрирования или смерти.

«Самым важным фактором при использовании маневров всегда было сохранение самого неожиданного разворота или пикирования до самого последнего момента перед появлением ракеты. Звук аварийной сирены был сигналом: «ТРЕБУЕТСЯ СРОЧНЫЙ МАНЕВР!», комментирует Миллер.

И наконец, если ракета подлетала слишком близко, последняя линия обороны системы пыталась уничтожить её бесконтактный взрыватель. Но экипажи не были довольны устройством, которое могло взорвать ракету, когда она уже находилась на бизком расстоянии, говорит Миллер. Пилоты часто оставляли автоматическую глушилку выключенной и полагались на собственное мастерство.

Когда все эти средства защиты работали одновременно, коэффициенты живучести американских самолетов против ЗРК С-75 «Двина» начали расти. В 1965 году, за год до успешной миссии ЦРУ, ЗРК С-75 «Двина» уничтожали один самолет на каждые четыре выпущенные ракеты. К 1967 году этот показатель приблизился к 50 ракетам.

Этот успех заставил Юджина Фубини (Eugene Fubini), помощника министра обороны, назвать миссию по противодействию ЗРК «самым значительным вкладом в электронную разведку за последние 20 лет». Он сказал, что достигнутый успех с лихвой окупил всю программу беспилотной разведки.

Зенитно-ракетные комплексы С-400 во время стратегических учений «Кавказ-2016»

Но на этом драма холодной войны не закончилась. Узнав о бесполезности своих ракет, советские инженеры быстро усовершенствовали свои системы оружия, создав множество новых версий ЗРК С-75 «Двина» и каждая новая модернизация требовала дополнительных усилий американской разведки для получения обновленных данных. Позже появилось множество других ракет под номерами ЗРК С-125 «Нева» (SA-3), ЗРК Круг (SA-4) и так далее. Нынешняя российская система, известная как С-400, по данным НАТО, имеет номер SA-21.

Дроны-смертники моделей 147D и E были модифицированными разведывательными беспилотниками, поэтому трудно сказать, какими могут быть их современные эквиваленты. Но в прошлом году иранская ракета сбила RQ-4 Global Hawk. Было ли ли это успехом иранских военных или США получили ценные данные об иранских ракетах?

Ведь когда нужно получить данные из эпицентра опасной ситуации, лучше всего послать беспилотники.

Перевод статьи The 200 Millisecond Mission: Inside the Secret CIA Plan to Steal Soviet Missile Data

Тэги: США, Технологии

24.10.2022











Alexander (c) Stikhin