![]()
Positive Identification Radar Advisory Zone, PIRAZ
PIRAZ (Positive Identification Radar Advisory Zone) – термин, используемый ВМС США для обозначения зоны, в которой корабль, оснащенный радаром воздушного поиска, осуществляет контроль за воздушным пространством. Корабль, выполняющий функции PIRAZ, патрулирует заданный район и отвечает за идентификацию и отслеживание всех воздушных судов, входящих в эту зону. Концепция PIRAZ имеет сходство с радиолокационными пикетами, которые применялись во время Второй мировой войны. Однако для эффективного выполнения задач PIRAZ корабль должен быть оснащен современной радиосвязанной компьютерной системой Naval Tactical Data System (NTDS). Эта система позволяет оперативно идентифицировать и отслеживать воздушные цели, что особенно важно в боевых условиях.
Концепция PIRAZ возникла летом 1966 года, когда была создана станция Yankee для поддержки авианосцев оперативной группы 77 США, наносивших удары по Северному Вьетнаму. Стационарная патрульная станция, расположенная в пределах досягаемости северовьетнамской авиации, делала авианосцы уязвимыми для атак. Чтобы устранить эту угрозу, была организована станция PIRAZ в западной части Тонкинского залива. Это место было выбрано неслучайно: зона действия радаров воздушного поиска охватывала территорию Северного Вьетнама и маршруты, по которым следовали самолеты со станции Yankee. Позывной станции PIRAZ был «Red Crown». Первыми кораблями, выполнявшими задачи PIRAZ, стали USS Chicago, King, Mahan и Long Beach. В 1967 году к ним присоединились фрегаты класса Belknap, которые начали регулярную ротацию на станции. Одним из ключевых моментов в истории PIRAZ стало участие USS Wainwright в поддержке рейда на Сон Тэй 21 ноября 1970 года, что подчеркивает важность этой системы в обеспечении безопасности и координации операций.
Для обеспечения безопасности своих станций корабли PIRAZ были оснащены зенитными ракетами большой дальности RIM-2 Terrier и RIM-8 Talos. Например, USS Chicago активно использовал противорадиолокационные ракеты RIM-8H Talos-ARM для уничтожения береговых радиолокационных станций Северного Вьетнама. Каждый корабль PIRAZ сопровождался эсминцем, оснащенным скорострельными орудиями и предназначенным для защиты от атак торпедных катеров противника. Кроме того, корабли PIRAZ играли ключевую роль в обеспечении радиолокационного наблюдения за дистанционно пилотируемыми аппаратами (БПЛА), которые проводили воздушную фоторазведку территории Северного Вьетнама. Это позволяло не только защищать разведывательные аппараты, но и своевременно обнаруживать угрозы, обеспечивая безопасность операций в регионе.
По мере становления оперативного режима PIRAZ в Тонкинском заливе сложился четкий график работы кораблей. Обычно корабль PIRAZ находился на станции около 30 дней, после чего его сменял другой корабль. В течение этого 30-дневного периода отдыха корабль заходил в порты для пополнения запасов и отдыха экипажа, чаще всего в Гонконг или Японию, а затем направлялся на военно-морскую базу США Субик-Бей на Филиппинах. Там проводился мелкий ремонт, а также тренировочные ракетные стрельбы для поддержания боеготовности перед возвращением на станцию PIRAZ. После трех таких циклов дежурства на станции PIRAZ, перемежающихся двумя периодами отдыха, корабль обычно возвращался в свой порт приписки в Соединенных Штатах для более длительного ремонта и восстановления. Этот шестимесячный период в порту приписки позволял не только провести необходимые работы на корабле, но и дать экипажу возможность отдохнуть перед следующим этапом службы. Такой график обеспечивал баланс между боевой готовностью и поддержанием технического состояния кораблей, что было критически важно для эффективного выполнения задач PIRAZ.
Боевой информационный центр
В боевом информационном центре (Combat Information Center, CIC) корабля PIRAZ непрерывно работали от 35 до 40 офицеров и матросов. Их задачи включали мониторинг радарных дисплеев, обновление данных о местоположении и идентификации воздушных целей для компьютеров NTDS, а также поддержание радиосвязи с самолетами и другими кораблями. Часть персонала CIC выполняла функции авиадиспетчеров, обеспечивая либо консультативный контроль, либо ближний (позитивный) контроль за воздушным движением. При ближнем контроле диспетчеры напрямую управляли действиями пилотов, указывая им конкретные высоты, курсы и скорости. Сотрудники, отвечающие за эту функцию, назывались диспетчерами воздушного перехвата (Air Intercept Controllers, AIC). В свою очередь, консультативный контроль предполагал предоставление пилотам рекомендаций, таких как предупреждения о приближении к границам операционной зоны, информации о близлежащих воздушных судах или данных о расположении зенитно-ракетных комплексов и зенитной артиллерии. Таким образом, CIC корабля PIRAZ играл ключевую роль в координации воздушных операций, обеспечивая как безопасность, так и эффективность действий авиации в зоне ответственности.
Боевой информационный центр на борту USS Chicago включал в себя секретную группу радиотехнической разведки (Sigint), которая использовала передовое электронное оборудование для анализа слабых электромагнитных сигналов, излучаемых северовьетнамскими самолетами и зенитно-ракетными комплексами. Эта группа могла оперативно передавать полученные данные авиадиспетчерам PIRAZ в режиме реального времени, что значительно повышало эффективность управления воздушным пространством. Операторы CIC на USS Chicago были способны одновременно отслеживать до 50 северовьетнамских истребителей МиГ. На станции PIRAZ в Тонкинском заливе успешные команды CIC сосредотачивались на трех ключевых задачах: предоставлении информации об угрозах, сборе и анализе тактической информации по мере ее поступления, а также информировании боевых воздушных патрулей (Combat air patrol, CAP) о местоположении и действиях противника. Это позволяло пилотам CAP эффективно реагировать на угрозы, корректировать свои курсы и минимизировать ошибки, связанные с дрейфом пеленга.
Воздушное патрулирование
Корабли на станции PIRAZ располагали свои радары воздушного поиска как можно ближе к вражеским аэродромам, занимая оптимальные позиции для предоставления точной радиолокационной информации истребителям ВМС, ВВС и морской пехоты. Боевые воздушные патрули, как правило, находились под консультативным контролем, но переходили под позитивный контроль, когда направлялись к вражеским самолетам, обнаруженным кораблем PIRAZ. Авиадиспетчеры PIRAZ также обеспечивали контроль над самолетами, нуждающимися в дозаправке в воздухе, что было критически важно для поддержания их боеспособности. Заградительные воздушные патрули (BARCAP) в Тонкинском заливе регулярно заправлялись в полете, в то время как патрули, участвовавшие в боевых вылетах, часто возвращались с минимальным запасом топлива, требуя экстренной дозаправки. Например, три авиадиспетчера с USS Chicago за один день оказали помощь в 52 случаях экстренной дозаправки самолетов ВВС. Предпочтительной процедурой было развертывание самолета-заправщика перед истребителем с низким уровнем топлива, чтобы минимизировать расход топлива на поиск и маневрирование, позволяя истребителю продолжать удаляться от вражеской территории. В особых случаях, когда поврежденный самолет с протекающими топливными баками нуждался в спасении, могла применяться непрерывная дозаправка от момента встречи до посадки, что нередко становилось решающим фактором для спасения экипажа и машины. Таким образом, корабли PIRAZ не только обеспечивали контроль за воздушным пространством, но и играли жизненно важную роль в поддержке авиации, включая управление дозаправкой в критических ситуациях, что значительно повышало эффективность и безопасность операций.
Главный специалист по операциям (Chief Operations Specialist) Ларри Ноуэлл (Larry Nowell) стал легендой среди авиадиспетчеров PIRAZ времен Вьетнамской войны. На борту кораблей USS Mahan и USS Chicago он контролировал более 1 500 перехватов, демонстрируя исключительное мастерство и профессионализм. Ларри Ноуэлл обеспечивал критически важную информацию для управления воздушным контролем в более чем 100 боевых столкновениях с самолетами противника, причем на его счету оказалось 25% всех перехватов, которые привели к уничтожению северовьетнамских истребителей в 1972 году. Его выдающиеся достижения были отмечены в августе 1972 года, когда Ларри Ноуэлл стал вторым в истории ВМС рядовым, удостоенным медали «За выдающиеся заслуги» (Navy Distinguished Service Medal).
Поисково-спасательные операции
Каждое соединение ударных самолетов ВМС или ВВС получало от корабля PIRAZ назначенного авиадиспетчера, выполнявшего роль «контролёра». Этот специалист отслеживал ход выполнения миссии и предоставлял экипажам критически важную информацию для успешного выполнения задания. Контролёры работали одновременно с 24 самолетами на одной частоте, что требовало высокой концентрации и профессионализма. Корабли PIRAZ обладали самой актуальной информацией о местоположении сбитых самолетов и часто оказывались ближайшими надводными силами к месту крушения. Для проведения поисково-спасательных операций (Search and Rescue, SAR) все корабли PIRAZ были оснащены посадочными платформами, способными принимать бронированные вертолеты SH-3 Sea King «Big Mother» или SH-2 Seasprite «Clementine». Фрегаты класса Belknap имели преимущество в эксплуатации вертолетов благодаря более удачному расположению вооружения. В отличие от них, на фрегатах класса Leahy и Coontz веерообразные посадочные платформы могли быть повреждены при пуске ракет из кормовой установки, что ограничивало их возможности. Авиадиспетчеры PIRAZ также координировали действия поисково-спасательных самолетов, а сами корабли могли обеспечивать дозаправку вертолетов ВМС и ВВС прямо на палубе, что значительно повышало оперативность и эффективность спасательных операций.
Тэги: США, Индокитай
Перевод статьи: PIRAZ
12.03.2025
Alexander (c) Stikhin