Малоафишируемая история сотрудничества Соединённых Штатов и Саудовской Аравии


Эта история о том, как легендарный торговец облигациями из Salomon Brothers стал посредником в очень жестокой сделке (проигрыш в которой не рассматривался в принципе), радикально изменившей американо-саудовские отношения.

Шел июль 1974 года, когда недавно назначенный министром финансов США Уильям Саймон (William Simon) вместе со своим заместителем Джерри Парски (Gerald L. Parsky) зашли в самолет, вылетевший с базы ВВС Эндрюс. На борту царило напряжённое настроение – 1974 год стал одним из самых напряжённых периодов нефтяного кризиса в США. Эмбарго, введенное арабскими странами в отместку за военную помощь США израильтянам во время войны Судного дня, взвинтило цены на нефть в несколько раз и привело к разгону инфляции, обрушению фондового рынка и кризису в экономике.

Официально двухнедельная поездка Саймона была заявлена как турне по Европе и Ближнему Востоку, насыщенное обычными встречами и банкетами. Но реальной целью поездки, державшейся в строгом секрете, были рабочие встречи в Саудовской Аравии.

Цель поездки министра финансов США была сформулирована достаточно чётко – нейтрализовать возможность использования продаж сырой нефти в качестве экономического оружия и найти подходы к саудитам по вопросам финансирования дефицита американского бюджета за счет долларовых резервов Саудовской Аравии. По словам Парски, президент Никсон (Richard Nixon) ясно дал понять, что не примет отрицательный ответ в качестве результата переговоров. Неудача не только поставила бы под угрозу финансовое благополучие Америки, но и предоставила бы Советскому Союзу отличную возможность укрепить позиции в арабском мире.

«Вопрос был не в том, можно это сделать или нельзя», вспоминает 73-летний Парски, один из немногих чиновников, присутствовавших на переговорах в Саудовской Аравии.



На первый взгляд Саймон плохо подходил для такой тонкой дипломатии – до того, как Никсон назначил его на эту должность, он руководил знаменитым отделом казначейских обязательств в компании Salomon Brothers. Для американских бюрократов этот наглый торговец облигациями с Уолл-стрит, однажды сравнивший себя с Чингисханом, обладал вспыльчивым характером и непомерным эго, что было совершенно не свойственно Вашингтону. Всего за неделю до поездки в Саудовскую Аравию Саймон публично обрушился с критикой на шаха Ирана, в то время близкого регионального союзника Соединённых Штатов, назвав его «чокнутым».

Но Саймон, как никто другой, понимал привлекательность американских государственных долговых обязательств и то, как убедить саудовцев в том, что Америка – самое безопасное место для хранения сформировавшегося избытка нефтедолларов. Понимая подноготную ситуации, американская администрация разработала беспрецедентный план, повлиявший практически на все аспекты американо-саудовских отношений в течение следующих четырех десятилетий (Саймон умер в 2000 году в возрасте 72 лет).

Основная схема была поразительно проста – США покупали у Саудовской Аравии нефть и предоставляли Королевству военную помощь и оборудование, а взамен саудиты вкладывали миллиарды нефтедолларов в казначейские облигации и финансировали расходы Америки.

По словам Парски для утряски всех деталей потребовалось не одна, а несколько встреч. Но в конце многомесячных переговоров осталась одна маленькая, но крайне важная загвоздка: король Фейсал ибн Абдул-Азиз ибн Абдуррахман Аль Сауд (Faisal bin Abdulaziz Al Saud), согласно дипломатической телеграмме, полученной агентством Bloomberg из Национального архива (National Archives), потребовал, чтобы закупки казначейства страны оставались «строго секретными».

В течение более сорока лет в курсе достигнутых договорённостей было лишь несколько чиновников Казначейства (Treasury) и Федеральной резервной системы (Federal Reserve). По словам пресс-секретаря Уитни Смит (Whitney Smith) в ответ на запрос агентства Bloomberg News Казначейство впервые обнародовало данные о владениях Саудовской Аравии, «придя к выводу, что раскрытие данных соответствует требованиям прозрачности и закона» и сумма в 117 миллиардов долларов делает Саудовскую Аравию одним из крупнейших иностранных кредиторов Америки.

Однако опубликованная информация вызвала больше вопросов, чем ответов. Бывший сотрудник Казначейства, специализирующийся на резервах центральных банков, попросивший не называть его имени, утверждает, что официальная цифра сильно занижает инвестиции Саудовской Аравии в американские государственные долговые обязательства, которые могут быть сильно больше опубликованных данных.

Текущая цифра составляет всего 20 процентов от 587 миллиардов долларов иностранных резервов Саудовской Аравии, что гораздо меньше двух третей, которые центральные банки обычно держат в долларовых активах. Некоторые аналитики предполагают, что Саудовская Аравия может скрывать долговые обязательства США, аккумулируя казначейские облигации через оффшорные финансовые центры, отчетность которых не связана с саудитами.



Сколько именно Америка должна Саудовской Аравии, сейчас важно, как никогда.

Несмотря на то, что снижение цен на нефть усилил опасения, что Саудовской Аравии придется продать свои казначейские обязательства, возникло и более тревожное опасение о том, что Саудовская Аравия попытается использовать свое исключительное положение на самом важном долговом рынке мира в качестве политического оружия, как это было с нефтью в 1970-х годах.

В апреле этого года Саудовская Аравия предупредила, что начнет продажу казначейских облигаций и других активов на сумму до 750 миллиардов долларов, если Конгресс примет законопроект, позволяющий привлечь Саудовскую Аравию к ответственности за террористические атаки 11 сентября. Угроза прозвучала на фоне того, что кандидаты в президенты и законодатели от Демократической и Республиканской партий вновь требуют рассекретить 28-страничный раздел отчета правительства США от 2004 года, в котором, как считается, подробно описываются возможные связи Саудовской Аравии с терактами. Законопроект, принятый Сенатом 17 мая, сейчас находится в Палате представителей.

Министерство финансов Саудовской Аравии отказалось комментировать возможную продажу казначейских облигаций, а Центральный банк Саудовской Аравии не сразу ответил на просьбу предоставить подробную информацию об общем объеме долговых обязательств правительства США.

«Давайте не будем считать, что они блефуют, угрожая ответными мерами. Саудиты сейчас находятся под сильным давлением и я бы сказал, что мы поступаем опрометчиво, недооценивая свои обязательства перед крупными кредиторами», заявил глава глобальной валютной стратегии в Brown Brothers Harriman Марк Чандлер (Marc Chandler).


Саудовская Аравия, долгое время обеспечивавшая за счет своих нефтяных богатств бесплатное медицинское обслуживание, субсидии на бензин и регулярное повышение зарплат своим гражданам, уже столкнулась с жестоким финансовым кризисом.

Только за последний год власти Саудовской Аравии потратили 111 миллиардов долларов на покрытие дефицита бюджета, оплату дорогостоящих военных действий против Исламского государства (Islamic State) и ведений прокси-кампаний против Ирана. Несмотря на стабилизацию цен на нефть на уровне около 50 долларов за баррель (по сравнению с менее чем 30 долларами в начале этого года), это лишь жалкие отголоски тех лет, когда нефть стоила 100 долларов за баррель.

Ситуация в Саудовской Аравии стала настолько острой, что властям приходится продавать часть своей жемчужины – государственной нефтяной компании Saudi Aramco.

Более того, приверженность проводимой политике «взаимозависимости» между Соединённым Штатами и Саудовской Аравией, возникшей в результате долговой сделки Саймона, связавшей две нации, имеющих мало общих ценностей, демонстрирует признаки распада. Америка предприняла шаги по сближению с Ираном, о чем свидетельствует заключенная президентом Бараком Обамой (Barack Obama) в прошлом году эпохальная ядерная сделка. Сланцевый бум в США также сделал Америку гораздо менее зависимой от саудовской нефти.

«Покупка облигаций и сопутствующих продуктов было стратегией возвращения нефтедолларов в США, хотя в политическом плане это всегда были двусмысленные, ограниченные отношения», комментирует научный сотрудник по Ближнему Востоку Международного центра Вудро Вильсона в Вашингтоне (Woodrow Wilson International Center in Washington) Дэвид Оттауэй (David Ottaway).

По словам Парски, который сейчас является председателем частной инвестиционной компании в Лос-Анджелесе Aurora Capital Group в 1974 году установление таких отношений (и соблюдение секретности) не представляло собой ничего сложного. Многие союзники Америки, включая Великобританию и Японию, также сильно зависели от саудовской нефти и негласно пытались заставить королевство реинвестировать деньги обратно в их собственные экономики.

«Все страны – США, Франция, Великобритания, Япония – пытались залезть в карманы к саудитам», утверждает сотрудник экономического отдела Госдепартамента Гордон Браун (Gordon S. Brown), работавший в посольстве США в Эр-Рияде с 1976 по 1978 год.

При заключении сделки для саудитов большую роль играл режим секретности об инвестициях в казначейские облигации.

Через 10 месяцев после войны Судного дня напряженность всё еще сохранялась, и в арабском мире было много неприязни к США за их поддержку Израиля. Согласно дипломатическим телеграммам, король Фейсал больше всего боялся, что саудовские нефтяные деньги «прямо или косвенно» окажутся в руках его главного врага в виде дополнительной помощи со стороны США.

Представители Казначейства решили эту дилемму довольно просто – продажа казначейских облигаций саудитам шла мимо официальных каналов. В одном из первых специальных соглашений США позволили Саудовской Аравии обойти обычный процесс конкурентных торгов по покупке казначейских облигаций путём создания «дополнительных лотов» и эти продажи, исключенные из официальных итогов аукциона, скрыли следы присутствия Саудовской Аравии на рынке государственных долговых обязательств США.

«Когда я приехал в посольство, мне сказали, что это дело Казначейства. Все было сделано очень конфиденциально», комментирует Гордон Браун.

К 1977 году Саудовская Аравия накопила около 20 процентов всех казначейских облигаций, хранящихся за рубежом, утверждается в книге «Скрытая рука американской гегемонии: Рециркуляция нефтедолларов и международные рынки» (The Hidden Hand of American Hegemony: Petrodollar Recycling and International Markets), написанной Дэвидом Спиро (David Spiro) из Колумбийского университета (Columbia University).

Ещё одно исключение было сделано для Саудовской Аравии, когда Казначейство начало ежемесячно публиковать данные о владении американскими долговыми обязательствами по каждой стране. Вместо того чтобы раскрыть информацию о владении долгом Саудовской Аравии, Казначейство объединило её с 14 другими странами, такими как Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Нигерия, под общим названием «экспортеры нефти» – такая практика продолжалась в течение 41 года.



Функционирование подобной системы, конечно же, не обошлось без определённых проблем –после того как Казначейство ввело в действие механизм «дополнительных лотов», нестабильный и не афишируемый иностранный спрос несколько раз грозил привести к превышению лимита долга Соединённых Штатов.

Во внутренней служебной записке, датированной октябрем 1976 года, подробно описано, как Соединённые Штаты по неосторожности собрали на аукционе гораздо больше, чем 800 миллионов долларов, которые они намеревались занять. В то время два неизвестных центральных банка воспользовались дополнительными условиями, чтобы купить казначейские облигации на 400 миллионов долларов каждый. В итоге один из банков получил свою часть на день позже, чтобы Соединённые Штаты не превысили лимит по займам.

Большинство острых углов было сглажено, а высшие чиновники Казначейства приложили все усилия, чтобы сохранить статус-кво и защитить своих ближневосточных союзников во время ужесточения проверок крупнейших кредиторов Соединённых Штатов.

На протяжении многих лет Казначейство неоднократно обращалось к Закону 1976 года о международных инвестициях и торговле, который защищает лиц в странах, где казначейские облигации имеют узкий круг держателей.

Эта стратегия продолжалась даже после того, как Счётная Палата США (Government Accountability Office) в своем расследовании 1979 года не нашло «никаких статистических или юридических оснований» для сокрытия информации. У Счётной Палаты не было полномочий заставить Казначейство выдать необходимые данные, но оно пришло к выводу, что США «взяли на себя особые обязательства по сохранению финансовой тайны перед Саудовской Аравией» и, возможно, другими странами ОПЕК.

Саймон, который к тому времени вернулся на Уолл-стрит, признал в показаниях в Конгрессе, что «публикация отчетность в целом по региону без разбивки по странам была единственным способом, при помощи которого Саудовская Аравия согласилась инвестировать с использованием системы «дополнительных лотов».

«Было совершенно ясно, что сотрудники Казначейства не собирались сотрудничать – я проработал в должности 17 лет и никогда не видел ничего подобного», утверждает бывший советник подкомитета Конгресса Стивен Макспадден (Stephen McSpadden), добившийся проведения расследования Счётной Палаты.

Сегодня Парски утверждает, что действие секретного соглашения с саудитами нужно было прекратить много лет назад, и он удивлен, что Казначейство использовало его так долго. Но, несмотря на это, он ни о чём не жалеет – сделка с Саудовской Аравией явно «была на руку Америке».

Перевод статьи The Untold Story Behind Saudi Arabia’s 41-Year U.S. Debt Secret

Тэги: США, ФРС, Экономика, Конспирология

22.06.2024

Alexander (c) Stikhin